Перейти к содержимому

Колористика в фотографии

    Теория цвета или Цветоведение для колориста

    Цвет – ёмкое многоплановое понятие. Исследованием этого особенного природного и культурного явления занимаются физики, физиологи, психологи, философы, искусствоведы и многие другие.

    Природа цвета

    Мы видим мир в красках и считаем цвет некой постоянной характеристикой вещей. Ни у кого не вызовут возражений утверждения, что трава зелёная, а снег – белый. А между тем, в темноте и в сумерках они серые. Психология восприятия цвета такова, что мы не обращаем внимания на изменение цвета предметов при изменении их освещения. Хотя в освещении, а точнее в свете, и кроется ключ к пониманию природы цвета. Первым, кто это понял, был английский физик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.). В 1666 году он открыл явление дисперсии (рассеивания), благодаря которому белый свет, преломляясь при прохождении через стеклянную призму, разлагается в спектр (рис. 1). Намного позже, уже другими учёными свет был квалифицирован как один из видов электромагнитной энергии, состоящей из световых волн разной длины.

    Рис. 1. Опыт Ньютона. Разложение света в спектр при прохождении через призму.

    Итак, давайте подытожим, свет – это электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Такое определение света даёт Большой Энциклопедический Словарь. Возможно, кому-то будет ближе более поэтичное определение света из толкового словаря Даля «Свет – это состояние противное тьме, мраку, что даёт способ видеть».

    Человеческий глаз воспринимает свет только при длине волн от 380 до 780 нанометров. Этот диапазон характеризует видимое или оптическое излучение (рис. 2). Его составляют радужные цвета:

    • красный;
    • оранжевый;
    • зелёный;
    • голубой;
    • синий;
    • фиолетовый.

    Тут впору вспомнить детскую считалочку-запоминалку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»! В радуге эти цвета всегда наблюдаются именно в этой последовательности. Самое большое значение длины волны имеет красный свет, а самое маленькое – фиолетовый. За пределам видимого диапазона лежит инфракрасное (ИК) и ультрафиолетовое (УФ) излучения. Их человеческий глаз не видит.

    Рис. 2. Видимое излучение лежит в диапазоне от 380 до 780 нанометров. Невидимые человеческому глазу УФ- и ИК-излучения за пределами этого диапазона.

    Несмотря на то что цвета создаются световыми волнами, сами световые волны цвета не имеют. Цвет возникает в результате восприятия отражённого излучения человеческим глазом и мозгом. Фактически мы видим отражённый от поверхности предмета световой луч. Так, зелёная чашка выглядит зелёной только потому, что её поверхность отражает зелёный световой луч и поглощает все остальные. Красная поверхность кажется красной из-за того, что поглощает все лучи, кроме красного. Немного иначе дело обстоит с белым и чёрными цветами. Белыми принято считать предметы, отражающие все цвета видимого спектра (а если быть точными, до 75 % света). Чёрными кажутся предметы, поглощающие практически весь падающий на них свет. Кстати, самым чёрным считается чёрный бархат. Он отражает лишь 0,2 % света.

    Итак, цвет – это ощущение, которое возникает в мозгу человека в результате попадания на сетчатку глаза световых волн разной длины.

    Если разбирать цвет волос в контексте вышесказанного, то напрашивается несложный вывод – цвет волос зависит от отражающей и поглощающей способности входящих в них цветовых пигментов, натуральных и косметических. Чёрные волосы отражают от 2 % падающего на них света, а светлые – до 90 % света (максимальное значение отражения было зафиксировано на волосах альбиносов).

    Цветовое зрение

    Человеческий глаз воспринимает свет, отражённый от предметов, с помощью двух видов фоторецепторов — палочек и колбочек. Палочки высокочувствительны к свету и отвечают за ночное чёрно-белое зрение человека. А колбочки отвечают за цветное зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определённый диапазон видимого спектра, максимум чувствительности которых приходится на его красный, зелёный и синий участки. Интересно, что цветовое зрение человека развито чуть лучше, чем у собак. Световые рецепторы наших четвероногих братьев чувствительны к фиолетово-синему и жёлто-зелёному спектрам, что, предположительно, позволяет им различать только два цвета – жёлтый и синий, остальные цвета воспринимаются ими как серые. Глаза птиц имеют более чувствительный спектральный диапазон. Таким образом, некоторые виды пернатых способны различать четыре цвета. Пчёлы же обладают и вовсе фантастическим цветовым зрением. Они видят в ультрафиолетовом диапазоне, недоступном для человеческого глаза. Только представьте себе, какая разница в восприятии цвета!

    Влияние языка на восприятие цвета

    Только что мы выяснили, что восприятие цвета зависит от света, отражающей способности объектов и особенностей цветового зрения. К этому набору следует добавить ещё мышление и языковую культуру. Да, всё не просто!

    Важно понимать, что носители разных культур могут по-разному воспринимать цвета. И знаете почему? В обыденной жизни они придают им разную значимость, и это находит отражение в языке. Иначе говоря, что выделяется языком, то и считается важным. К примеру, во многих германских языках (английский, немецкий и др.) отсутствует понятие голубого цвета, и все оттенки синего обозначаются одним словом (blue – в англ., blau — в нем.). Учёными было доказано, что из-за этой языковой особенности голубой и синий цвета воспринимают этими народами как один.

    А вот ещё один интересный пример влияния культурных и языковых особенностей на восприятие цвета. У ряда северных народов в речи зафиксированы названия нескольких десятков характеристик снега. Они носят сугубо практический характер и используются для описания его состояния и оттенков. Благодаря такому вниманию к снегу северяне отлично ориентируются в его палитре. Для нас же большинство снежных оттенков окажутся просто неразличимыми. Интересно, что белого цвета как обобщающего для снега в их языке нет, а словарный запас относительно остальных цветов сильно обеднён, от чего они, надо думать, особенно не страдают. Да что там сверхчувствительность к оттенкам белого! Парикмахерам-колористам, вот кому в силу профессии приходится развивать цветовое зрение и восприимчивость к оттенкам волос. Со временем у многих из них вырабатывается профессиональный навык точно определять цвет волос, как говорится, на глазок.

    Синтез цвета

    Существует два способа получения цвета:

    • путём вычитания световых лучей;
    • путём сложения световых лучей.

    Принцип вычитания, он же субстрактивный синтез цвета, основан на поглощении предметами или окрашенными поверхностями отдельных спектральных составляющих света. Вспомните пример с зелёной чашкой. Её поверхность поглощает все световые лучи, кроме зелёного. При смешении красителей путём «вычитания» цвета затемняются – итоговая смесь содержит меньше света, чем её составляющие по отдельности. Если, например, смешать краски всех цветов радуги, то получится цвет, близкий к чёрному (рис. 3). Принцип сложения (аддитивный синтез цвета) — это способ получения цвета от светящихся предметов путём сложения излучаемых ими световых лучей. Он принципиально отличается от принципа вычитания. Чем больше световых лучей излучает объект, тем светлее он кажется. Так, если соединить все лучи спектра, то получится белый цвет, а точнее белый свет (рис. 4).

    Рис. 3. Смешение цветов по принципу вычитания (субстрактивная модель) – сумма всех цветов радуги даёт чёрный цвет. Рис. 4. Смешение цветов по принципу сложения (аддитивная модель) – сумма всех цветов радуги даёт белый цвет.

    Набор основных цветов зависит от типа цветовой модели:

    • субстрактивной;
    • аддитивной.

    Так, в изобразительном искусстве, равно как и в парикмахерском, смешение красок происходит по принципу вычитания (субстрактивный синтез) и основными цветами принято считать красный, синий и жёлтый. В полиграфии используется субстрактивная схема формирования цвета CMYK, основные цвета которой – жёлтый, пурпурный, голубой. Аддитивные же модели используют в качестве основных цветов красный, синий и зелёный.

    Принцип сложения действует только в отношении технических устройств и предметов, излучающих свет (мониторы, телевизоры, лампы и т. п.). А принцип вычитания – в отношении предметов, отражающих свет и, соответственно, всех красителей: живописных, парикмахерских, автомобильных и любых других. Применительно к окрашиванию волос, мы будем говорить только о принципе вычитания цвета (субстрактивном синтезе).

    Классификация цвета

    Чтобы получить любой цвет, не нужно много красок, достаточно взять краски всего трёх цветов. Выражаясь научным языком, любой цвет можно получить путём смешения в разных комбинациях и пропорциях трёх цветов, каждый из которых невозможно получить из сочетания двух других. Такие цвета принято называть основными. В парикмахерском искусстве, равно как и в изобразительном, основными (первичными) цветами при построении палитры считаются красный, синий и жёлтый.

    Пары первичных и вторичных цветов – красный-зелёный, синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый – являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

    При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета. К ним относятся фиолетовый, зелёный и оранжевый. Зелёный цвет – итог смешения синего и жёлтого, оранжевый – красного и жёлтого, фиолетовый – красного и синего. Пары первичных и вторичных цветов – красный-зеленый, синий-оранжевый и жёлтый-фиолетовый – являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

    Если же основные цвета смешать с вторичными, но не дополнительными цветами, то получатся цвета третьего уровня, иначе третичные. Примеры таких цветов — жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, и жёлто-зелёный.

    Нужно отметить, что все цвета принято делить на хроматические и ахроматические.

    • Хроматические цвета — все цвета, кроме чёрного, белого и серого.
    • Ахроматические цвета — чёрный, белый и серый.

    Белый – самый яркий ахроматический цвет, он отражает все световые лучи. Чёрный — самый тёмный. Он, наоборот, поглощает все лучи. Ну а серые цвета в равной степени отражают и поглощают световые лучи.

    Характеристики цвета

    Любой цвет независимо от того, к какой группе оттенков он относится, можно описать, используя три независимые друг от друга характеристики:

    • цветовой тон;
    • насыщенность;
    • светлота.

    Остановимся на них подробнее.

    Цветовой тон – это сам цвет (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый), который определяется длиной волны отражённого излучения (рис. 7.1).

    Насыщенность цвета определяет его интенсивность. Она характеризуется степенью отличия хроматического цвета от равного по светлоте серого цвета (ахроматического). Насыщенные цвета мы обычно называем глубокими, а не насыщенные – приглушёнными (рис. 7.2). Насыщенность красок будет уменьшаться при добавлении белых, серых и чёрных тонов, а также при добавлении дополнительного оттенка. Дополнительные цвета (комплементарные) – пары цветов, оптическое смешение которых приводит к визуальному ощущению серого цвета. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

    Светлота — количественная характеристика цвета, определяет его положение на шкале от белого до чёрного. Светлоту можно охарактеризовать словами «тёмный», «светлый». Например, цвет чёрного чая и цвет чёрного чая с молоком, будут отличаться светлотой. Цвет второго будет заметно светлее первого (рис. 7.3). Цвет с максимальным значением светлоты — белый, с минимальным — чёрный.

    Рис. 7.1. Цветовой тон. Рис. 7.2. Изменение насыщенности синего цвета при добавлении в него чёрного цвета. Рис. 7.3. Коричневый цвет разной светлоты.

    Цветовой круг

    Как упорядочить цветовое пространство? Этот вопрос в разные времена занимал и художников, и учёных. Их усилиями были созданы разнообразные цветовые системы и модели, которые чаще всего изображались в виде плоских или объёмных фигур: кругов, колец или шаров.

    Создание первого цветового круга приписывают Исааку Ньютону. Он ещё в ХVI веке представил цвета солнечного спектра в виде семисекторного круга (рис. 5, 6). Учёный соединил спектр при помощи пурпурного цвета, который получил, смешав красный с фиолетовым. Его круг относят к роду физических, поскольку он заключает радужные цвета в той последовательности, в которой они наблюдаются в природе.

    Рис. 5. Оригинальный цветовой круг Ньютона из книги «Оптика», 1704 год. Рис. 6. Физический круг из семи цветов радуги.

    Спустя два столетия немецкий поэт и философ Вольфганг Гёте (1749-1832 гг.) разработал классификацию цветов, основанную на физиологических признаках. Гёте построил свой колористический круг, используя три первичных цвета – красный, синий и жёлтый, и три дополнительных — оранжевый, зелёный и фиолетовый. В итоге круг представлял собой три пары дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга (рис. 8). Надо заметить, что первым об основных и дополнительных цветах сказал немецкий живописец и гравёр Якоб Кристоф Леблон/Jacob Christoph Le Blon (1667-1741 гг.). Гёте же сумел объединить их в цветовую систему.

    Как бы там ни было, шестисекторный круг Гёте, составленный из трёх пар дополнительных (взаимно нейтрализующих) цветов, по сей день имеет широкое прикладное значение. Колористы и художники с его помощью определяют гармоничные цвета, а парикмахеры ещё и цветовые нюансы для нейтрализации нежелательных оттенков на волосах. Несмотря на то, что авторство вышеописанной цветовой схемы из трёх пар дополнительных цветов принадлежит Гёте, многим парикмахерам она больше известна под названием «Звезда Оствальда». Почему так произошло, мы объяснить не берёмся. Вильгельм Оствальд, уважаемый немецкий физик и химик, основатель института по изучению проблем цвета, действительно, разработал цветовой круг. Но только его круг включал 24 цвета, а не 6. И был построен по другому принципу – он не учитывал законы смешения пигментных красок (в нём жёлтый расположен напротив синего, что в смеси они дают зелёный). Именно поэтому его цветовая схема не могла использоваться в живописи и других прикладных искусствах, в парикмахерском, в частности. Однако круг Оствальда стал предшественником современного цветового круга, используемого в компьютерной графике и дизайне.

    Кроме круга Гёте немалый практический интерес представляет двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена, известного швейцарского художника и искусствоведа (рис. 9). Он наглядно иллюстрирует первичные, вторичные и третичные цвета. Круг построен таким образом, что диаметрально противоположные цвета являются дополнительными друг к другу. Кстати, в парикмахерской практике многие профессиональные марки, чтобы продемонстрировать пигментный состава различных цветовых нюансов красителей для волос, используют именно двенадцатичастный цветовой круг. На рисунке 10 изображена современная версия пигментного цветового круга с разделением цветов на первичные и вторичные.

    Рис. 8. Круг Гёте. Рис. 9. Цветовой круг Иоханнеса Иттена. Рис. 10. Современный пигментарный цветовой круг.

    Цветовая гармония

    Главная цель профессионального окрашивания волос – достичь гармоничного сочетания оттенков. Чаще всего цветовую гармонию определяют как сочетание двух и более цветов, вызывающее приятное впечатление. Последние сто лет теоретики искусства спорят о том, существуют ли объективные универсальные законы цветовых гармоний. Одни утверждают, что такие законы есть и подробно их описывают. Другие же считают, что цветовые гармонии в большей степени подвержены влиянию субъективных предпочтений, моды, культурных особенностей, а также особенностей композиции и изображения.

    Однако, несмотря на отсутствие согласия в рядах искусствоведов, широкое распространение в дизайне получила теория «объективных цветовых гармоний», которая выразилась в следующих несложных схемах сочетания цветов.

    Гармония ахроматических цветов (белого, серого, чёрного). Белый и чёрный создают контрастное сочетание, оттенки серого – более спокойное. Кстати, седина в тёмных волосах зачастую создаёт визуальный эффект ахроматической гармонии (рис. 11). Монохромная гармония – представляет собой сочетание различных по интенсивности оттенков одного цвета (рис. 12). Гармония комплементарных (дополнительных) цветов — сочетание цветов, расположенных в цветовом круге друг напротив друга. Подобное сочетание выглядит очень контрастным (рис. 13). Пикантно смотрятся акценты, сделанные одним из цветов пары на фоне второго.

    Рис. 11. Гармония ахроматических цветов.

    Рис. 12. Монохромная гармония.

    Гармония аналогичных или родственных цветов – комбинация цветов, расположенных в колористическом круге по соседству (рис. 14). Эти цвета создают спокойное комфортное для глаз сочетание. Подобные гаммы оттенков часто встречаются в природе.

    Трёхцветная гармония – сочетание цветов, расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (рис. 15).

    Гармония разделённых комплементарных цветов — комбинация трёх цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг равнобедренного треугольника (рис. 16). В этой триаде два цвета являются родственными, а третий дополнительным к цвету, лежащему между ними. В этом сочетании один из цветов комплементарной пары заменяют два производных от него оттенка. Подобное сочетание цветов имеет сильный визуальный контраст, но смотрится менее напряжённо, чем комбинация комплементарных цветов в чистом виде.

    Четырёхцветная гармония комплементарных цветов — сочетание двух пар дополнительных цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольника или квадрата (рис. 17, 18). Рекомендуется использовать один из цветов комбинации как главный (фоновый), а остальные – второстепенными.

    Рис. 13. Гармония комплементарных цветов. Рис. 14. Гармония аналогичных или родственных цветов. Рис. 15. Трёхцветная гармония. Рис. 16. Гармония разделённых комплементарных цветов. Рис. 17,18. Четырёхцветная гармония комплементарных цветов.

    Авторство схем 13 и 15-18, принадлежит Иоханнесу Иттену. Согласно его теории «два и более цвета гармоничны, если их смесь даёт нейтральный серый цвет» (1961 год). Такой эффект как раз и получается при смешивании цветов из указанных схем.

    По материалам “Теория перманентного окрашивания волос”

    Колористика в фотографии

    Колористика — это наука о цвете. Изучив ее Вы поймете почему мы видим тот или иной цвет, какие он вызывает эмоции. Цвет может стимулировать к каким-либо действиям, вызывать беспокойство или наоборот, успокаивать. При помощи цвета мы можем сделать акценты на важной информации, или наоборот, сделать менее заметной второстепенную.

    Цвет оказывает сильное влияние на эмоции людей. Поэтому при выборе того или иного цвета необходимо учитывать особенности психологии его восприятия. Каждый человек может по своему реагировать на те или иные цвета, но есть и общие эмоциональные отклики, которые необходимо учитывать при проектировании сайтов, наружной рекламы, интерьеров и т.д.

    Помимо выбора цвета, необходимо учитывать так же и проблемы сочетания тех или иных цветов. Цветовые комбинации могут быть как взаимодополняющими, так и контрастными. Грамотно подобрав цветовую комбинацию вы можете настроить человека на отдых, или наоборот активизировать его внимание.

    Колористика. Цвет

    Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

    Свет — это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м.

    Колористика

    Волны с длиной волны менее 380 н.м. — это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. — это инфракрасный свет.

    Цвет в зависимости от длины волны:

    Красный 760-620 н.м.

    Оранжевый 620-585 н.м.

    Желтый 585-550 н.м.

    Желто-Зеленый 575-550 н.м.

    Голубой 510-480 н.м.

    Синий 480-450 н.м.

    Фиолетовый 450-380 н.м.

    В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

    • Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.
    • Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.
    • Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.

    Все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полихроматические.

    Колористика. Ахроматические цвета

    Белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

    Колористика. Хроматические цвета

    Все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

    Колористика. Полихроматические цвета

    Земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами.

    Колористика. Психофизические характеристики цвета

    Колористика. Цветовой тон

    Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

    Колористика. Светлота

    Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».

    Колористика. Насыщенность

    Это степень отличия данного хроматического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахроматического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. (Так же можно сказать, что это доля пигментов в изначальном чистом цвете). Заменяется понятием чистота. Чистота — это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.

    Цветовой тон + Насыщенность = Цветность

    Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

    Колористика. Температура цвета

    Это его относительная теплота или холодность.

    • Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
    • Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
    • Самый горячий: Красно-Оранжевый.
    • Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
    • Нейтральные ( Зеленый и Пурпурный).

    Колористика. Восприятие цвета

    Исаак Ньютон (1642-1727г.) выяснил, что луч дневного цвета можно разложить на семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

    Томас Юнг (1773-1829) развил цветовую теорию Ньютона и доказал, что световой луч разлагается лишь на 3 спектральных цвета: красный, зеленый и синий.

    Герман Гельмгольц (1821-1894), основываясь на работах Янга показал, что человеческий глаз воспринимает цвет как сочетание красных, зеленых и синих световых волн. Таким образом, наш мозг «разбивает» цвет каждого предмета на различные процентные содержания в нем красного, зеленого и синего.

    Поверхность предмета поглощает и отражает световые лучи. Человеческий глаз может видеть только отраженные цвета.

    Если поверхность из всего спектра лучей отражает только красные лучи, то мы видим ее как красную.

    Восприятие цвета

    Если поверхность из всего спектра лучей отражает только зеленые лучи, то мы видим ее как зеленую и т.п.

    Зеленый

    Если поверхность отражает все лучи, то мы видим ее белой.

    Восприятие цвета

    Если поверхность не отражает лучей, то мы видим ее черной.

    Восприятие цвета

    Колористика. Цветовой круг

    Цветовой круг – это способ представления непрерывных цветовых переходов.

    Цветовой круг по Иоханнесу Иттену состоит из трех элементов:

    1. равносторонний треугольник в центре, вписанный в круг
    2. достроенный к нему шестиугольник
    3. второй круг большего радиуса, который в сочетании с первым образует внешний круг. Он делится на 12 равных секторов.

    Цветовой круг

    Самый лучший способ разобраться с цветовым кругом, это сделать его самостоятельно, или хотя бы посмотреть последовательность его создания.

    • Красный, синий, желтый — это основные цвета, или первичные цвета.
      Эти цвета располагаются в треугольнике в центре. И сектора во внешнем круге напротив углов треугольника.

    Первичные цвета

      Смешивая основные цвета попарно в равной пропорции получаем вторичные цвета — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Раскрашиваем ими шестиугольник внутри внешнего круга и и те сектора, на которые указывают вершины.

    вторичные цвета

    После этой операции во внешнем секторе бублике сектора закрашены через один: желтый — пустой — оранжевый — пустой — красный — пустой и т.д. Очень важно аккуратно смешивать цвета, стремясь к тому, что в пару входило равное число каждого пигмента: 50% красного + 50% желтого, 50% синего + 50% красного. Иначе получившиеся цвета будут иметь цветовой перекос в сторону одного из своих родителей. Например, вместо чистого зеленого цвета, можно, переборщив с синим компонентом, получить зеленый с синим оттенком. Это будет неправильно.

    • Третий шаг — получение цветов 3-го порядка. Это цвета, полученные смешиванием родительского цвета 1-го порядка с соседней производной 2-го порядка.

    желтый + оранжевый = желто-оранжевый,
    красный = оранжевый = красно-оранжевый,
    красный + фиолетовый = красно-фиолетовый,
    синий + фиолетовый = сине-фиолетовый,
    синий + зеленый = сине-зеленый,
    желтый + зеленый = желто-зеленый.

    Цветовой круг

    Закрашиваем пустые сектора полученными цветами и получаем правильный

    цветовой круг, в котором каждый цвет занимает свое место.

    Колористика. Дополнительные цвета (Комплиментарное сочетание)

    Цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга называются дополнительными, а сочетания таких цветов – компплиментарными.

    • фиолетовый с жёлтым,
    • голубой с оранжевым,
    • красный с зелёным и т.д.

    Что примечательно, при наложении друг на друга (смешивании), они поглощают (убирают) друг друга. Красный + зеленый = серый. Этот эффект используется косметологами в коррекции макияжа. Синие круги под глазами убирают корректором лососевого цвета, а красные пятнышки – зеленым корректором. Находясь рядом, такие 2 цвета друг друга усиливают, становясь ярче на фоне друг друга, а потому один цвет берётся основным, другой дополнительным, в малой дозе.

    Колористика. Классическая триада

    Сочетание 3-х цветов, находящихся на равном расстоянии друг от друга (классическая триада).

    • красный-жёлтый-сний;
    • зелёный-оранжевый-фиолетовый и т.д.

    Один цвет выбирается в качестве основного, 2 других используются в качестве акцентов.

    Колористика. Аналоговая триада

    Сочетание 3-х цветов, находящихся в близком соседстве друг к другу (аналоговая триада).

    • жёлто-зелёный совместно с зелёным сине-зёленым;
    • красный с красно-фиолетовым и фиолетовым и т.п.

    Такое сочетание используется для создания мягких, гармоничных композиций, с плавно перетекающим колоритом. Также в качестве основного, выбирается какой-то один, а 2 других используются для его поддержки.

    Колористика. Контрастная триада

    Сочетание противоположных друг другу в круге, комплиментарных цветов (контрастная триада). Здесь берётся не просто противоположный цвет, как в первом случае, а 2 цвета расположенных к нему по соседству. Если, например, у нас были выбраны комплиментарные цвета: зеленый — красный. То в данном случае вместо зеленого будут сине-зелёный и жёлто-зелёный. Такой вариант является умеренно- контрастным, более мягким по сравнению с первым.

    Цветовые сочетания

    Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины.

    Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки .

    Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.

    Колористика— наука о цвете, включающая помимо цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, в то же время учитывает цветокультурные представления общества и потому адресуется практически всем сферам его бытия.

    Существование устойчивых цветовых предпочтений символизирует целые этапы развития культуры. Группы цветов и способы их гармонизации становятся своего рода знаками внутри общекультурных явлений. Язык цвета является для людей одновременно художественно-эстетической и функционально-утилитарной знаковыми системами. Первая преимущественно основывается на символике цвета, цветовой культуре, вторая — на психофизиологических особенностях восприятия и реакции на цвет.

    Колористика. Цвет в различных культурах

    Цветовые ассоциации в различных культурах весьма отличаются.

    Колористика. БЕЛЫЙ цвет

    Колористика. Белый цвет

    • Европа: брак, ангелы, врачи, больница, мир
    • Япония: траур, белая гвоздика символизирует смерть
    • Китай: траур, смерть,
    • Индия: несчастья
    • Восток: похороны
    • Фэн-шуй: Янь, металл, смерть, призраки, траур, равновесие, уверенность

    Как правило, если вы хотите сдаться в плен, нужно поднять белый флаг – цвет парламентеров и нейтралитета, мира. В то же время, в Индии, Китае и Японии это цвет траура, смерти, несчастья. Для этих народов непонятно, почему у европейцев он ассоциируют с чистотой.

    Колористика. КРАСНЫЙ цвет

    Колористика. Красный цвет

    • Китай: цвет невесты, удачи, торжества
      Индия: чистота
    • Южная Африка: траурные цвета
    • Восток: радость (в сочетании с белым)
    • Запад: возбуждение, любовь, страсть
    • США: рождество (с зеленым), день святого Валентина (с белым)
    • Иврит: жертва, грех
    • Япония: жизнь
    • Христианство: жертва, страсть, любовь
    • Фэн-шуй: Янь, огонь, удача, уважение, защита, живучесть, деньги, признание

    Для народов Дальнего Востока это символ любви, рождения, жизни, возвышенных чувств, а также, символизирует удачу и праздник. В Китае красный цвет носят невесты как символ выносливости и веры, а в Индии он символизирует чистоту. Европа же, наоборот, видит в этом цвете грех и жертвенность. Для жителей Южной Африки это цвет скорби, а для Австралийских аборигенов – цвет земли. В США и Японии красный цвет символизирует опасность и террористическую угрозу, как это ни странно кажется для китайцев, ведь для них это цвет счастья. Также для японцев красный – это цвет гнева и ярости, поэтому в мультиках их показывают сильно краснеющими в гневе. Во Франции – это цвет аристократов, а у египтян этот цвет ассоциируется с трауром.

    Колористика ГОЛУБОЙ цвет

    Колористика. Голубой цвет

    • Европа: успокоение
    • Иран: траур, цвет неба и духовность
    • Китай: бессмертие
    • Индуизм: цвет Кришны
    • Иудаизм: святость
    • Христианство: цвет Христа, одежды Марии
    • Ближний Восток: защита
    • В мире: цвет безопасности
    • Фэн-шуй: Инь, вода, спокойствие, любовь, исцеление, релаксация, доверие, приключения
    • Запад: печаль, депрессия

    Голубым цветом принято считать цвет неба, спокойствия, мира. На западе это цвет терпения, свободы, прогресса и единства. Для Европы синий – это божественный цвет, гармония, единство, преданность. Для Ирана – напротив – цвет скорби. Для Иудаизма – священный цвет. В Китае – символ бессмертия. Голубой цвет в Египте – истина и добродетель, а для США – мужественность, именно поэтому этот цвет присутствует на их флаге. И понятно, почему Япония смотрит на Америку по-особенному, ведь для японцев голубой – подлость и мошенничество.

    Колористика ЖЕЛТЫЙ цвет

    Колористика. Желтый цвет

    • Европа: счастье, надежда, радость, трусость в опасностях, слабость
    • Азия: цвет императоров
    • Египет: траур
    • Япония: мужество
    • Индия: торговцы
    • Буддизм: мудрость
    • Фэн-шуй: Янь, Земля, благоприятный, солнечные лучи, тепло, движение

    Первое, что ассоциируется с желтым цветом – это солнце. Этот цвет яркий и бодрящий, летний и вдохновляющий. Поэтому цвет такси в США желтый – стремительность, движение и проворство. Что касается Запада – для этого народа желтый как позитивный, солнечный цвет радости и счастья, так и негативный – он может символизировать зависть, предательство и бесчестность. Для Индии, Китая и Японии этот цвет ассоциируется с солнцем и золотом. В Китае желтый предназначен для членов имперской семьи и двора, цвет богатства и счастья, а в Индии этот цвет отождествляется с торговлей, удачей и сделками. В Японии это цвет изящества и грации. Ну а в Египте и Иордании желтый цвет траура и похоронных процессий.

    Колористика. ЗЕЛЕНЫЙ цвет

    Колористика. Зеленый цвет

    • Япония: жизнь
    • Ислам: надежда, добродетель
    • Ирландия: символ всей страны
    • Европа / США: весна, новое рождение, День Святого Патрика, Рождество (с красным)
    • США: деньги
    • Индия: Ислам
    • Фэн-шуй: Инь, дерево, исцеление, здоровье, успокаивающее

    Зеленым принято считать здоровье, выносливость, этот цвет расслабляет нервную систему, успокаивает глаза, понижает давление и подавляет аппетит. Он также широко используется в дипломатии для выражения баланса, безопасности и умеренной щедрости. В западных культурах он символизирует молодость, рост и свежесть. И, как ни странно, в англо-саксонских странах зеленый означает жадность, амбиции и престиж – ведь это цвет доллара. В англоязычных странах он ассоциируется с завистью, — «Позеленел от жадности» — дословный перевод американского выражения «To be green with envy». Для Китая зеленый – предательство и изгнание, а в Индии он тесно связан с исламом. В Ирландии зеленый – это цвет лепреконов и ассоциируется с четырехлистным клевером. Как повелось издавна, американцы никогда не договорятся с французами, ведь зеленый в Америке – это безопасность, а во Франции он символизирует преступность.

    Колористика. ОРАНЖЕВЫЙ цвет

    Колористика. Оранжевый цвет

    • Европа: осень, урожай, творчество
    • Ирландия: протестанты (религиозные)
    • США: Хэллоуин (с черным), дешевые товары
    • Индуизм: шафран (персиковый оранжевый) священный цвет
    • Фэн-шуй: Янь, Земля, цели, усиливает концентрацию

    Смесь желтого и красного – оранжевый – должен стимулировать мозговую активность и аппетит. В Европе это теплый воодушевляющий цвет, он обращает на себя внимание своим ярким пламенным обаянием. Также оранжевый для европейских стран – символ сбора урожая и достигнутых успехов. В Нидерландах это национальный цвет, один из самых популярных среди граждан. В Индии этот священный для индусов цвет ассоциируется с шафраном. А в Ирландии оранжевый имеет религиозный подтекст, связанный с протестантизмом.

    Колористика. ЧЕРНЫЙ цвет

    Колористика. Черный цвет

    • Европа: траур, похороны, смерть, бунт, спокойствие
    • Таиланд: несчастье, зло
    • Иудаизм: несчастье, зло
    • Австралийские аборигены: цвет людей
    • Фэн-шуй: Инь, вода, деньги, успех в карьере, доход, стабильность, эмоциональная защита, сила

    Черный – это отсутствие отраженного света, часто ассоциируется с пустотой. Для западных культур черный – это дерзкий, холодный и тревожный цвет. Он несет драматический, сексуальный, мистический и утонченный подтекст, олицетворяет зло, разрушение и смерть. Черный подчеркивает авторитет и элегантность, поддерживая тем самым стиль и статус. В Китае этот цвет носят мальчики, в Индии, наперекор Европе, этот цвет считается восстановителем баланса и здоровья. Он имеет положительное значение, олицетворяет любовь, счастливый брак, семейное счастье, даже здоровый сон и спокойствие. Но в Таиланде, хоть он практически соседствует с Индией, это цвет неудач. А арабы говорят: «Значительную часть жизни человек проводит в темноте ночи, под ее черным покрывалом».

    Колористика. ФИОЛЕТОВЫЙ цвет

    Колористика. Фиолетовый цвет

    • Таиланд: траур (вдовы)
    • Католицизм: смерть, траур, распятие
    • Фэн-шуй: Инь, цвет физического и психического исцеления

    У фиолетового цвета существует огромное множество значений, таких как интеллект, знание, религиозная страсть, трезвость, смирение или же умеренность. Помимо этого, такой цвет означает горе, ностальгию, траур и старость.

    В христианстве — цвет святой Марии Магдалины. Фиолетовый — цвет одеяний католических священников. Каббала выявляет в этом цвете первоначало или основу основ. В мифах — в Средневековье — цвет раскаяния. В перстне кардинала — фиолетовый аметист — символ воздержанности.

    Колористика. КОРИЧНЕВЫЙ цвет

    Колористика. Коричневый цвет

    • Колумбия: препятствие продажам
    • Австралийские аборигены: цвета земли, торжественное охра
    • Фэн-шуй: Янь, Земля, промышленность
    • Христианство: духовная смерть
    • Ислам: гибель, распад

    Это цвет земли, ассоциируется с приземленностью, с укоренением повседневности. А в христианской символике обозначает духовную смерть. С коричневым цветом Коран связывает функции гибели и распада.

    Колористика. Психология восприятия цвета

    Каждый человек может по-разному реагировать на тот или иной цвет, но есть и общие эмоциональные отклики на различные цвета.

    Колористика. Красный цвет

    Колористика

    Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. С одной стороны, красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, с другой стороны — вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. Вызывает азарт, смелость. Но, не злоупотребляйте им в оформлении, ведь цвет так силен, что может вызвать и ощущение тревоги, опасности.

    Кровавый закат
    распалил небеса,
    и в цвете подобном смешались:

    азарт игрока,
    неземная краса,
    любовь и невинная шалость.

    Горит красным крест,
    веселит лепесток,
    вином размягчаем беседу.

    Мы в красном невест
    видим счастья залог,
    а в знамени – нашу Победу.
    Осенней порой
    нас порадует сад,
    но видим багровые тени,

    расплав озорной,
    королевский наряд,
    и кровь отшумевших сражений.

    Колористика. ГОЛУБОЙ цвет

    Колористика

    При воздействии голубого цвета у человека снижаются мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания.

    Цветоаналитика называет голубой цвет «возвышающимся над страстями» или «фригидно-стерильным». Как цвет беспечности и беззаботности, он, не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств.

    Настраивает на спокойствие, формирует ощущение мира, надежности, любви, стабильности. Если собираетесь вызвать доверие к профессионализму специалистов или качеству товаров, то применяйте возможности голубого цвета.

    * * *
    (Георгий Адамович)

    Из голубого океана,
    Которого на свете нет,
    Из-за глубокого тумана
    Обманчиво-глубокий свет.

    Из голубого океана,
    Из голубого корабля,
    Из голубого обещанья,
    Из голубого… la-la-la…

    Голубизна, исчезновенье,
    И невозможный смысл вещей,
    Которые приносят в пенье
    Всю глубь бессмыслицы своей.

    Колористика. ЖЕЛТЫЙ цвет

    Колористика

    Желтый цвет связан с наукой, наблюдениями и анализом. Стимулирует умственную деятельность. По своим качествам желтый цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, близость, юность, а также зависть и ревность. Замутненно-желтый цвет — это печаль, тоска, разлука.

    Пробуждает энергичность, любопытство, ассоциируется с радостью, развлечениями, интеллектом.

    Желтеющий диск
    повисел и пропал,
    как будто его не бывало.

    За труд и за риск
    тот же желтый металл –
    как много на желтом совпало!

    Летит колесница
    в последнем пике
    с обрыва – все это лишь снится,

    но может быть, птица
    на желтом песке
    внезапно предстанет жар-птицей?

    По листьям и лету
    пройду, чуть шурша,
    застенчиво в солнце влюбленный.

    По желтому цвету
    не плачет душа,
    когда ей по нраву зеленый.

    Колористика. ОРАНЖЕВЫЙ цвет

    Колористика

    Вызывает чувство бодрости, стимулирует к творчеству, дружелюбию, игривости, дает ощущение уверенности, а также мужества и стойкости.

    Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Но при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение.

    В оранжевый цвет вдруг окрасился мир.
    Он даже коснулся балконов квартир.
    Оранжевым стало всё сразу вокруг:
    Халат, полотенце и мыло для рук!

    Оранжевым взглядом с высоких небес
    Звезда подмигнула и прыгнула в лес.
    И котик оранжевый, милый такой,
    Ко мне вдруг прижался своею щекой!

    Оранжевый цвет — это песнь доброты,
    Высокий полёт неземной красоты.
    Смеются оранжевым блеском глаза,
    И станет оранжевой утром роса.

    Колористика. ФИОЛЕТОВЫЙ цвет

    Колористика. Фиолетовый цвет

    Фиолетовый цвет является сильнодействующим. Он означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, воздержанность, а также печаль, бедствие, старость, затмение. Фиолетовая дорога — это дорога таинств и самопожертвования. Будит честолюбивые мысли, ассоциируется с властью, роскошью, мудростью, магией и таинственностью.

    Фиолетовый
    (Константин Бальмонт)

    Мне снилось множество цветов,
    Багряных, алых, золотистых,
    Сапфирно-синих лепестков,
    И снов, застывших в аметистах.

    Но между всех цветочных сил,
    Я видел, в призрачной картине,
    Что красный цвет внизу застыл,
    А цвет зеленый — посредине.

    Но выше — выше, в синеву,
    Восходит множество фиалок,
    И в сновиденьи наяву
    Я вижу белый храм Весталок.

    Их не встревожит зов ничей,
    Им Ночь — моления внушает,
    И взор фиалковых очей
    В себе бездонность отражает.

    И быстро, быстро, быстро — я
    Несусь мечтою к ним, предельным,
    В лесной пустыне Бытия
    Забвенье пью фиалом цельным.

    Колористика. ЗЕЛЕНЫЙ цвет

    Колористика. Зеленый цвет

    Рождение мира, лоно первобытных вод; восток, первая степень посвящения — крещение водой; надежда, радость, мир; мудрость, гармония, стабильность, равновесие, равенство, уверенность; обновление (природы, жизни, духовное), весна; воскресение, возрождение, непрерывность, бессмертие, вечная жизнь; вечные любовь и супружество; природа, жизнь, плодородие, рост; начало жизни, детство, юность; несовершеннолетие, незрелость, неопытность, поспешность, наивность, глупость; процветание, достаток, изобилие, рай; преуспевание, богатство (цвет денег); изменение, непостоянство, распад; зависть, ревность, желчность, мщение; гниение, плесень, разложение, смерть. В обыденном понимании за зелёным закрепилось значение цвета надежды и ислама.

    Среди специальных символов наиболее известен «зелёный свет» как знак свободного проезда и, шире, свободы действий. На море — зелёный флаг сигнал кораблекрушения. Зелёный — национальный цвет Ирландии и её покровителя Св. Патрика.

    В политическом смысле зелёный ассоциируется с альтернативными движениями, В основе которых «отказ от сверхтехнизации жизни и пропаганда возврата к естественному (природному) образу жизни».

    не только лишь цвет жизненной энергии, но еще и вызывает мысли о деньгах, при этом граничит с гармонией, природой, исцелением.

    Зелёные сны
    (В.Лунин)

    Зелёные сны,
    Весенние сны.
    Зелёные, мягкие
    Иглы сосны,
    Зелёные, липкие
    Листья берёз
    И шелест
    Зелёных стрекоз.

    В зелёной листве
    Зеленеют жуки,
    Зелёные в небе
    Летят мотыльки,
    Зелёный кузнечик,
    Трава зелена…
    Как славно,
    Что скоро весна!

    Колористика. КОРИЧНЕВЫЙ цвет

    Колористика. Коричневый цвет

    Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке.

    сопутствует чувству отдыха, уверенности, стабильности. Он значит долговечность, приземленность, природу, комфорт и прочность.

    «Комната была небольшой. И в основном коричневой. Коричневый циновочный пол, коричневые стены, над коричневой кроватью – картина, на которой коричневого оленя на коричневом болоте атаковали коричневые собаки, и происходило все это на фоне неба, которое, вопреки всем метеорологическим изысканиям, тоже было коричневым. Даже платяной шкаф, и тот был коричневым.»
    Терри Пратчетт. К оружию! К оружию!

    Колористика. Серый цвет

    Колористика

    Согласно Люшеру, нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий. Предпочтение серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.

    Цвет консерваторов. Он способствует возникновению отношение доверия, серьезности, честности. Вызывает ощущение, консерватизма и традиционализма. Проявляет чувство чистоты и невинности.

    Серый слон
    И серая мышь,
    Заброшенный дом,
    Туман,
    Дым.
    Тучи — серые,
    Пыль и моль,
    Пепел,
    Крот,
    Головная боль.

    Мрамор — серый
    И полумрак,
    Старые юбки,
    Трубки,
    Табак —

    Колористика. РОЗОВЫЙ цвет

    Колористика. Розовый цвет

    Розовый цвет — это цвет оптимизма. Розовый — это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. «Розовый» человек не доводит до конца и часто даже не начинает того, что предпримет «красный».

    Розовый цвет обычно ассоциируется с цветом духовной радости. Поэтому он считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность

    хорош для образования женственных эмоций, как романтичность, воспитание, пассивность, слабость, привязанность. На проекте для представителей сильного пола будет неуместен и не способствует притоку пользователей / потребителей.

    Колористика. БЕЛЫЙ цвет

    Колористика. Белый цвет

    Символически позитивные аспекты: абсолютный цвет света доисторический рай, райский остров, чистота, радость, праздник, истина и откровение, неомраченной невинности (лилия), жертвенность, цвет жертвенных приношений божественность, духовность и святость, священничество, почти универсальный знак посвящения, новообращенного или неофита мир как покой (голубь)… конечная цель очистившегося человечества, возврат к райскому состоянию, позитивная сторона антитезы «черное — белое» во всех символических системах

    Негативные аспекты: страх, трусость, капитуляция, холодность, пустота смерть.

    Вот они — белые звуки
    (Александр Блок)

    Вот они — белые звуки
    Девственно-горних селений…
    Девушки бледные руки,
    Белые сказки забвений…
    Медленно шла от вечерни,
    Полная думы вчерашней…
    У колокольни вечерней
    Таяли белые башни…
    Белые башни уплыли,
    Небо горит на рассвете.
    Песню цветы разбудили —
    Песню о белом расцвете…

    Колористика. ЧЕРНЫЙ цвет

    Колористика. Черный цвет

    Цвет связан с властью, элегантностью и стилем. Хороший цвет для придания дизайну перспективы и глубины. Применяйте умеренно, чтоб не вызвать у посетителя тяжелых ощущений.
    Черный — символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Черная дорога — это дорога раздумий о темных сторонах мира и жизни. Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем.

    Чёрный
    (Константин Бальмонт)

    Как ни странно это слышать, все же истина верна: —
    Свет противник, мрак помощник прорастанию зерна.

    Под землею призрак жизни должен выждать нужный срок,
    Чтобы колос золотистый из него родиться мог.

    В черной тьме — биенье жизни, зелень бледная, росток,
    Лишь за этим — стебель, колос, пышность зерен, желтый сок.

    Мировой цветок, который назван Солнцем меж людей,
    Утомясь, уходит в горы, или в глубь ночных морей.

    Но, побывши в сонном мраке, в час рассвета, после грез,
    Он горит пышней, чем маки, ярче самых пышных роз.

    Черный уголь — символ жизни, а не смерти для меня: —
    Был Огонь здесь, говорю я, будет вновь напев Огня,

    И не черный ли нам уголь, чтоб украсить светлый час,
    Из себя произрождает ярко-праздничный алмаз.

    Все цвета в одном согласны: входят все они — в цветы.
    Черной тьме — привет мой светлый, в Литургии Красоты!

    Надеюсь, что статья была Вам интересна

    Elena Lebedeva Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

    Колористика

    колористика

    Отношение между освещенностью предмета и яркостью отраженного от него излучения называют «альбедо«.
    Альбедо белой бумаги составляет примерно 0,8. Альбедо порошка титановых белил — около 0,9.

    Альбе́до (лат. albus — белый) — характеристика диффузной отражательной способности поверхности.

    Предметы сами по себе не имеют цвета, он появляется лишь при их освещении!

    АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТАбелый, черный и все серые. В их спектры входят лучи всех длин волн в равных энергетических количествах (или почти равных).

    ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТАвсе спектральные, а также природные, кроме ахроматических.

    ахроматические цвета

    Спектральные цвета и длины волн

    Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.

    Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра.
    Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр) — это оттенки серого, цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).

    Красный760 – 620 нм Оранжевый620 – 585 нм Желтый585 – 575 нм Желто-зеленый575-550 нм Зеленый550 – 510 нм Голубой510 – 480 нм Синий480 – 450 нм Фиолетовый450 – 380 нм

    Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три области:

    длинноволновую — 760 — 600 нм (красный — оранж.) средневолновую — 600 — 500 нм (оранжевый — голубой) коротковолновую — 500 — 380 нм (голубой — фиолетовый).

    Это деление соответствует качественным различиям между спектральными цветами и учитывается при цветовом проектировании.

    Самые чистые цвета — спектральные.

    Спектральные цвета — цвета, ощущаемые человеком при воздействии на глаза света, принадлежащего узкому диапазону частот видимого спектра электромагнитных волн (т. н. «монохроматический свет», или же достаточно близкий к нему по составу). В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов (Рис. 1), составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный цвет, оранжевый цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, голубой цвет, синий цвет, фиолетовый цвет. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета

    • Неспектральными именуют цвета, которые отсутствуют в солнечном спектре — например, коричневый, пурпурный, хаки (цвет) и др.

    Общая схема по колористике.

    колористика тв среда

    Откройте в новой вкладке для полного размера.

    Цветовые круги и гармонии ЧИТАТЬ

    Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино urokikino.ru

    Свойства цвета:

    Цветовой тон или оттенок (Hue) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.

    Насыщенность (Saturation) — степень блёклости.

    Светлота (Lightness) — степень близости цвета к белому.

    Яркость (Brightness) — степень близости цвета к чёрному.

    Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических. Обладают всеми тремя свойствами.
    Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота.

    Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

    Смешение цветов

    Различают два принципиально разных процесса смешения цветов:

    слагательный и вычитательный.

    vichetatelnoe_smeshivanieСлагательное смешение цветов

    На темный экран направляют одновременно три монохроматических пучка света: фиолетовый, зеленый и красный, подобрав угол отклонения пучков света так, чтобы цветные изображения частично перекрывали одно другое, а центральная часть освещалась тремя пучками света ( рис. а). При этом условии участок экрана, освещенный зеленым и красным светом, покажется желтым, красным и фиолетовым — пурпурным, фиолетовым и зеленым — голубым. Средняя часть, освещенная лучами трех видов, будет белая как освещенная ахроматическим светом полного спектра. Такой вид смешения цветных пучков света называется слагательным.

    Используя слагательный способ смешения цветов, ахроматический белый тон можно получить и при сложении двух резко различающихся по цвету пучков света. Установлено, что существуют пары хроматических цветов, смешение которых дает ахроматический тон, так, например, красный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный. Такие цвета называют взаимно дополнительными.

    Вычитательное смешение цветов

    На пути ахроматического белого светового пучка, освещающего белый экран, одновременно ставят три светофильтра, так, чтобы они частично перекрывали один другой (рис б) . Каждый из светофильтров пропускает лучи только одного цвета — желтые, пурпурные и голубые, поглощая основные цвета спектра — красные, фиолетовые и зеленые.

    На участке, защищенном желтым и голубым фильтрами, в местах, где эти фильтры взаимно перекрываются, получим зеленый цвет, так как туда не проникли фиолетовые и красные лучи. На участке, защищенном желтым (поглощает фиолетовый цвет) и пурпурным (поглощает зеленый) фильтрами, получим красный цвет и на участке, защищенном голубым и пурпурным фильтрами, поглощающими красный и зеленый цвета, — фиолетовый цвет. Середина цветовой фигуры на экране, защищенная тремя фильтрами, которые вместе поглощают все лучи спектра, будет черной.

    Из сказанного следует, что фильтры, пропуская часть спектральных лучей, а другую — поглощая, как бы вычитают их из белого пучка света. Такой способ получения цветов называется вычитательным.

    Пространственное оптическое смешение цветов происходит при наложении красок трех спектральных тонов частыми отдельными пятнами (рис. 6 в). При рассмотрении рисунка уже на незначительном удалении возникает ощущение еще трех цветов — оранжевого, зеленого и фиолетового. Средняя часть, покрытая пятнами всех трех цветов, вызывает ощущение ахроматического тона. Здесь следует подчеркнуть субъективность характера смешения цвета. Этот принцип используется при создании мозаичных композиций. Если даже в условиях физического опыта результат получается относительный, то при смешении пигментных красок отклонения от идеала всегда несколько больше.

    Наиболее распространенный прием получения многообразия цветных окрасочных составов на основе ограниченного ассортимента пигментов — смешение красок. Образование нового цвета (рис. г) происходит главным образом по принципу вычитательного смешения.

    Виды слагательного смешения:

    1. Пространственное — совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: декоративное освещение, цирковое, театральное…
    2. Оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примеры: живопись мелкими штрихами или точками, пестроткань, офсетная печать.
    3. Временное — смешение цветов при быстрой смене их в поле зрения. Это можно наблюдать при помощи «вертушки» Максвелла. Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести их во вращение со скоростью 2000 оборотов в минуту, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некий суммарный цвет.
    4. Бинокулярное смешение — его можно наблюдать, надев разноцветные очки.

    Правила слагательного смешения

    1. При смешении двух цветов, расположенных на концах хорды 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например: красный + зеленый = желтый пурпурный + зелено-голубой = синий красный + желтый = оранжевый. Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
    2. При смешении цветов, противоположных в 10-ступенном цветовом круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными. Например:
      красный — зелено-голубой
      оранжевый — голубой
      желтый — синий
      желто-зеленый — фиолетовый
      зеленый — пурпурный.
    3. Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый и синий. Из них можно получить все цвета круга.

    Вычитательное смешение

    Сущность вычитательного (или субтрактивного) образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место при всяком взаимодействии света с материальным телом. Например: при смешении красок, наложении красочных слоев (лессировки, глубокая печать), при всех видах отражения и пропускания света. Основной закон вычитательного смешения: Всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.

    Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное) определяет основные цвета.

    адаптивные цвета

    Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару, которая его образует.

    дополнительные цвета

    Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий. Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными(зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.

    Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветовдаёт черный цвет, а добавление всех цветовбелый. Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
    Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даётбелый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

    rgb

    Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются.
    Цветовая модель CIE LAB (или Lab). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L» (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром «а» (изменяется отзеленого до красного) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.

    Основы колористики и психологии восприятия цвета: выбираем цветовую гамму для вашего дома

    Интерьер гостиной в оливковых тонах

    Правильный подбор цветовой гаммы при обустройстве интерьеров жилых комнат – дело достаточно сложное. В этой статье, уважаемые посетители Музея Дизайна, вы сможете найти несколько полезных советов, как достичь того, чего вам хочется.

    Интерьер столовой с зелёными акцентами

    Выберете свой оттенок! Перед вами многоцветный круг. Известно, что существуют первичные, вторичные и третичные тона. К первой группе относятся красный, синий и жёлтый.

    Они слишком яркие, и понятно, что их использовать нельзя. Вторую серию составляют оранжевый, зелёный и фиолетовый. Их образование происходит за счёт смешивания двух основных красок.

    Например, объединяя жёлтую и синюю в равной пропорции, получается зелёный оттенок. Третичные цвета – это смесь первичных и вторичных для получения разнообразных тонов. Соединение их производится для снижения насыщенности.

    Интерьер спальни в красном цвете

    Создание цветовой схемы

    Используйте своё радужное колесо, которое поможет создать собственную палитру. Она наилучшим образом будет соответствовать вашей индивидуальности.

    1. Монохромная

    Такая цветовая схема предусматривает смешение одного оттенка с белым или чёрным для осветления или затемнения. Примером могут стать следующие тона: голубой, бледно-голубой или тёмно-синий. Все три – это производные синего.

    2. Аналогичная

    В ней используются цвета, расположенные рядом друг с другом в кругу. Например, жёлтый будет находиться около зелёного или оранжевого, а синий – возле зелёного или фиолетового. Это создаёт красочную и успокаивающую палитру.

    3. Контрастная

    Эта схема ещё более драматичная. Вот триада противоположных оттенков, где используются оранжево-жёлтый, сине-зелёный и красно- фиолетовый цвета. Их гамма оживит ваш дом.

    4. Дополнительная

    Наконец, мы добрались до этой палитры, где два противоборствующих тона, синий и оранжевый, будут использоваться вместе.

    Цветовая палитра оттенков

    Как создаётся цветовая гамма

    Сразу хотим предостеречь вас от традиционной ошибки, совершаемой многими. Прежде чем вы приступите к покраске стен в своих комнатах, определитесь, какие в ней будут ковры и мебель.

    Выкрасить их недолго, но нужно добиться контраста между меблировкой и цветом стен. Впрочем, дело это хозяйское. Одних устроит наша рекомендация, другие же всё равно поступят по собственному усмотрению.

    Интерьер столовой в синих тонах

    Что следует учесть

    При выборе палитры вам надо подумать о контрастах. Какие тёмные предметы должны сочетаться со светлыми тонами или наоборот. Если вам хочется, чтобы жилое помещение смотрелось веселей, поразмыслите, с помощью каких оттенков или аксессуаров можно достичь желаемого результата. Возможно, придётся включить что-то яркое: коврик, например, или гардины. Но повторяем, всё зависит от вкусов хозяев дома.

    Интерьер красочной гостиной

    Цветовые тона

    Необходимо, чтоб окраска стен гармонировала или контрастировала с расцветкой мебельных, ковровых или портьерных тканей. Если уже имеется эскиз на бумаге, покрасьте для пробы небольшой участок и посмотрите, как он будет смотреться.

    Для этих целей можно приобрести краску в небольшом объёме. Убедившись, что всё соответствует вашему желанию, приступайте к окончательному окрашиванию.

    Стены другой комнаты могут быть другого тона или же иметь нейтральный цвет. Но тут ещё раз подчёркиваем, всё дело в предпочтениях хозяина дома.

    Интерьер кухни с лиловыми акцентами

    Источники света являются важными факторами при выборе цвета

    Освещение

    Оно является важным аспектом всех декоров, и это ни в коем случае нельзя упускать из вида. Свет играет важную роль в течение всего дня, изменяя оттенок комнатных стен. Самым верно подобранным будет считаться тот, который сможет меняться в светлое и тёмное время суток и в разные времена года.

    Интерьер гостиной с голубым акцентом

    Согласование тонов

    Если вам нравится идея совмещения пространства с цветом, но вы самостоятельно не решаетесь за это браться, мы дадим несколько советов. Если ваши стены имеют нейтральную окраску, например, бледно-бежевую, песочную, слоновой кости, серую, белую, разукрасьте их с помощью ковров.

    Мебель, лампы, подушки, картины, цветы или свежие фрукты – все эти аксессуары способны создать контраст в комнате. А можно ещё сделать какой-нибудь рисунок на потолке.

    Интерьер столовой в чёрно-белых тонах

    Как подбирать цвета

    Рекомендуется начинать с прихожей или гостиной. Если у вас есть любимый тон, то желательно начать прямо с него. Присмотритесь к нему и определитесь, какие его оттенки вам хотелось бы видеть больше всего.

    Так, например, для своей домашней оранжереи выбран зелёный. Вы пошли в магазин и присмотрели дюжину образцов этой краски, но с разными оттенками. Однако вам необходимо лишь два: темнее или светлее.

    С зелёным цветом, как вам известно, хорошо сочетается голубой, который отлично подошёл бы для столовой или гостиной. Чтобы тона взаимодействовали друг с другом, нужно рассмотреть несколько вариантов и выбрать оптимальный.

    Интерьер гостиной в пастельных тонах

    Контраст между верхними и нижними этажами

    Если вам хочется создать разительную цветовую полярность между первым и вторым этажом, лучше всего обратиться к профессиональным дизайнерам. Но если такой возможности не имеется, действуйте сами.

    На верхнем уровне, как правило, размещаются спальни или детские. Спальная комната – место отдыха, она должна быть выдержана в спокойных, не раздражающих взгляд тонах. А вот детские можно делать светлыми, используя весёлые и яркие цвета.

    Советы, которые вы прочитали здесь, не могут, конечно, быть эталоном. Но нам думается, что, узнав всё это, вы почерпнули много полезного и интересного.

    Источники:

    https://estportal.com/teoriya-cveta-ili-cvetovedenie-dlya-kolorista/
    https://solla.site/coloristika/
    http://urokikino.ru/coloring/
    https://museum-design.ru/osnovy-koloristiki-i-psikhologii-vospriyatiya-tsveta/

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector