Перейти к содержимому

Как называется цвет

    Цветовая палитра с названиями цветов на русском: назначение палитры, правильные названия цветов и оттенков

    Цвета с их богатством оттенков давно вышли за рамки искусства. Они играют важную роль в жизни современного человека, являются предметом научных исследований, их сложная гамма составляет целую систему образцов и специальных атласов, каждый из которых представляет цветовую палитру с названиями цветов, обозначенными буквенно-цифровыми индексами.

    Таких палитр существует множество. Они служат эталонами для визуального сравнения, необходимого в изготовлении промышленных товаров, дизайне, строительстве, рекламе, фотографии, телевидении, компьютерной графике, многих других областях. Основными считаются три стандартизованных системы: RAL, NCS, Pantone. Статья расскажет об этих и некоторых других моделях, предоставив их цветовую палитру с названиями цветов на русском языке и цифровыми индексами.

    Образцы цветовой палитры

    Система RAL

    Это первый в мире цветовой стандарт, самый популярный и распространенный на сегодняшний день. Он существует с 1927 года, разработан в виде таблицы немецким Государственным комитетом обеспечения качества, и по начальным буквам этой организации (Reich Ausschluβ für Lieferbedingungen) образовалась аббревиатура RAL. Цветовую палитру с названиями учреждение изначально подготовило для лакокрасочных производств, чтобы систематизировать оттенки композиционных составов, разнообразие которых стремительно увеличивалось. Постепенно в таблицу добавлялись новые позиции, а система, установленная компанией RAL, стала при выборе цвета универсальным средством коммуникации, принятым в сорока странах для многих промышленных, конструкторских и дизайнерских отраслей.

    Сейчас в палитре RAL объединено нескольких тысяч образцов, представленных коллекциями: Classic, Design, Effect, Plastics, Books. В них все пункты систематизированы по девяти цветам разработанного RAL диапазона и отражают гамму желтых, оранжевых, красных, фиолетовых, синих, зеленых, серых, коричневых, а также светлых и темных (черные, белые) оттенков.

    Ранняя цветовая раскладка, разработанная RAL для производителей лакокрасочных изделий

    RAL Classic

    Основная шкала, считающаяся базовой для всех коллекций, созданных институтом RAL. Она была самой первой и долгое время оставалась единственной. Ее небогатая вначале палитра постепенно обогащалась новыми оттенками, и сегодня насчитывает 213 образцов, из которых 17 позиций отвечают оттенкам «металлик» со светоотражающими пигментами. В палитре «Рал» цветовая гамма с названиями Classic наиболее востребована, она используется в качестве эталона для многих отраслей:

    • производство товаров широкого потребления;
    • графический, промышленный, автомобильный, полиграфический, городской дизайн;
    • интерьер и архитектура;
    • производство лакокрасочных смесей, изделий из пластика и других полимерных соединений;
    • колеровка, то есть подбор и смешение цвета до нужного оттенка и объема непосредственно в местах продаж красочных составов.

    В палитре Classic каждой позиции соответствует четырехзначный индекс. Первая цифра отражает один из девяти номеров цветового диапазона RAL, две следующие цифры — номер оттенка. Последний знак индекса информирует о наличии «металлик»-эффекта. Ниже приведен образец цветовой палитры с названиями цветов на русском языке.

    цветовая Шкала RAL Classic с названиями

    RAL Design

    Возникшая в профессиональном дизайне необходимость систематизировать оттенки не только по цветам, но также по их яркости и насыщенности, привела к созданию шкалы Design, разработанной институтом в 1993 году. Коллекция сочетает 1625 позиций. Их систематизацию отражает семизначный индекс, где первые три цифры означают один из девяти цветов диапазона RAL с номерами их оттенков, которые соответствуют цветовой палитре с названиями Classic. Две следующие цифры указывают уровень яркости, а две последние — степень насыщенности. Такая классификация позволяет легко и просто подбирать гармоничные цветовые комбинации.

    Другие коллекции RAL

    У компании есть еще несколько палитр для удобного использования специалистами различных отраслей.

    1. Для промышленного сектора институт RAL в 2007 году разработал коллекцию цветовой гаммы с названием палитры Effect, состоящую из 420 образцов матовых красок и 70 глянцевых с эффектом «металлик».
    2. Для пластиковых изделий RAL подготовил особую коллекцию Plastics, куда вошли 100 наиболее популярных оттенков палитры Classic.
    3. RAL Books — ежегодный справочник, предназначенный профессиональным дизайнерам, который предлагает комплекты с комбинациями 32 разных цветов и оттенков. Институт RAL подготавливает эти справочники совместно с Global Color Research, британским дизайнерским бюро.

    Компания RAL также разработала в виде программного приложения цифровую версию цветовых раскладок под названием Digital, куда вошло 2328 позиций палитр Classic, Design, Effect.

    Модель NCS

    Название системы происходит от аббревиатуры Natural Color System, обозначающей естественную цветовую систему. Разработка принадлежит Скандинавскому институту цвета в Стокгольме. Система используется с 1979 года и построена по принципу шести противоположных чистых цветов (черный-белый, красный-зеленый, желтый-голубой), сочетание которых составляет все остальные оттенки.

    принцип сочетания чистых противоположных цветов от Natural Color System,

    Каталог NCS Standard Colors состоит из 1950 позиций. Его цветовую палитру с названиями цветов на русском языке в одной статье привести невозможно. Обозначения каждого оттенка описаны буквенно-цифровым индексом, состоящим из восьми знаков и разбитым дефисом на две части, где буквами обозначены английские названия шести цветов:

    • две первые цифры отражают относительную степень градации темного, то есть процент присутствия черного цвета;
    • две следующие цифры указывают на процентное соотношение насыщенности или чистоты цвета;
    • вторая часть индекса состоит из букв и цифр, где первая буква указывает на один из присутствующих основных цветов, две цифры отражают процентное соотношение второго цвета, на который указывает последняя буква.

    Система NCS используется не столько для смешивания оттенков, сколько для их описания. Модель утверждена цветовым стандартом в скандинавских государствах, Швеции, Испании, используется в общей сложности 19 странами. Палитра также принята в качестве эталона ICA, одной из ведущих международных организаций, публикующей на ближайшие сезоны прогнозы о цветовых тенденциях, которые будут использоваться промышленными дизайнерами.

    Каталог NCS Standard Colors, состоящий из 1950 позиций

    Модель Pantone

    Система, которая также называется Pantone Matching System или PMS, предложена американской компанией Pantone Inc. Модель применяется с 1963 года, в основном для цветового подбора и сравнения в полиграфической печати. Иногда используется при производстве краски, тканей и пластмасс. Палитра 1114 стандартизированных образцов Pantone состоит из цветовой гаммы, смоделированной методом CMYK и посредством цветовых смесей, а именно:

    • наиболее распространенным в мире способом цветной печати считается процесс CMYK с использованием четырех цветов— голубого, пурпурного, желтого и черного;
    • большинство системных цветов Pantone выходит за пределы печатной гаммы CMYK и воспроизведены методом смешения в определенных количествах 13 основных пигментов с дополнением черного.

    Названий оттенков цветовая палитра Pantone не имеет, и все позиции в специальных каталогах пронумерованы. Таких каталогов существует несколько, например, для условий на глянцевой и мелованной бумаге, с металлизированными, флуоресцентными образцами красок и другие.

    Цвета PMS почти всегда используются в логотипах различных брендов и даже нашли место в государственном законодательстве и военных стандартах при описании цветов флагов и печатей. В январе 2003 года парламент Шотландии обсудил ходатайство, в котором говорится о синем цвете шотландского флага как Pantone-300. Американские штаты, включая Техас, установили законодательные цвета PMS для своих флагов. Международной автомобильной федерацией FIA и такими странами, как Канада, Южная Корея, принято решение также использовать конкретные образцы Pantone для цветовой передачи флагов.

    Цветовая система Pantone

    Другие палитры

    Среди множества цветовых эталонов есть еще несколько известных:

    • ICI Paints — палитра крупнейшего в мире производителя лакокрасочной продукции, известного под брендом Dulux; насчитывает 1379 образцов и девятнадцать серых фильтров, позволяющих получить в общей сложности 27580 оттенков;
    • палитра, смоделированная по цветовой системе Манселла, содержит 1600 позиций;
    • цветовая палитра Вильялобоса включает 7279 образцов.

    Каждый производитель красок, мебели, автомобилей, косметики, текстиля, множества других отраслей располагает своей цветовой раскладкой. Большинство из позиций в этих коллекциях соответствуют цветам выше названных систем, но некоторые образцы могут быть эксклюзивными и разработанными самой фирмой либо по ее заказу. Особые колористические списки установлены администрациями некоторых городов в качестве официальной системы стандартов для цвета фасадов зданий и внешних архитектурных элементов. В качестве примера можно привести Московскую колерную палитру.

    Для компьютерной графики существует палитра HTML, базирующаяся на сочетании трех цветов: зеленого, красного, синего. Это двоичная система кодирования цвета в графических редакторах RGB, но значения цветов могут быть представлены и в шестнадцатеричной кодировке. Трехколерная комбинация составляет 16 стандартных оттенков, которые приведены ниже в HTML-цветовой палитре с названиями цветов на русском, английском языке, а также числовыми значениями (формат RGB, CMYK). Каждый из этих оттенков также имеет множество градаций, представленных в отдельных таблицах.

    Цветовая палитра HTML из 16 основных цвеов

    Правильные названия оттенков

    В русском языке насчитывается свыше 2000 слов, обозначающих цвета. Большинство из них вышли из употребления, некоторые довольно экзотичные или малораспространенные. Не стоит забывать, что названия цветов часто бывают произвольными и субъективными, отличными в различных культурах, потому не могут считаться абсолютно правильными. Специалисты, если необходимо обозначить оттенок словами, в основном используют наименования образцов из палитры RAL Classic, которые считаются универсальными языковым средством, описывающим цвет.

    БОЛЕЕ 90 ВАРИАНТОВ ЦВЕТОВ ЛДСП

    • 9944 SU Акация Лорка + 15%
    • 0881 PE Алюминий + 15%
    • 164 PE Антрацит
    • 522 PE Бежевый
    • 101 PE Белый шагрень
    • 8685 SN Белый снег + 15%
    • К022 SN Блеквуд сатиновый + 15%
    • 1715 BS Береза + 15%
    • 381 PR Бук бавария
    • К012 SU Бук Артизан перламутровый +15%
    • К014 SU Бук Артизан Трюфельный +15%
    • 9569 PE Ваниль +15%
    • 854 BS Венге
    • 7648 SN Венге Винтаж +15%
    • 3354 PR Венге Цаво
    • 088 PR Вишня Оксфорд
    • 6597 SU Вяз Благородный темный +15%
    • К019 PW Вяз Либерти Серебряный +15%
    • К017 PW Вяз Либерти светлый +15%
    • 5500 SU Вяз Натуральный благородный +15%
    • 121 PE Голубой (Капри Модра) + 15%
    • К003 PW Дуб золотой (TRENDS) + 15%
    • 5527 SN Дуб Каменный + 15%
    • К007 PW Дуб кофейный (TRENDS) +15%
    • 8622 PR Дуб молочный
    • 740 PR Дуб светлый, горный
    • К002 PW Дуб Серый (TRENDS) +15%
    • 5501 SN Дуб Славония +15%
    • K005 PW Дуб Устричный +15%
    • К006 PW Дуб Янтарный +15%
    • 3181 R Дуб Сонома
    • 8921 PR Дуб феррара + 15%
    • 8656 SN Зебрано Нюанс + 15%
    • 8657 SN Зебрано Сахара + 15%
    • 5519 BS Зеленый Лайм + 15%
    • 7190 BS Зеленая Мамба + 15%
    • 375 PR Клен
    • 8995 BS Коко-Бола +15%
    • 7113 BS Красный Чили + 15%
    • 8362 SD/SU Крослайн Карамель + 15%
    • 8361 SD/SU Крослайн Латте + 15%
    • 8533 BS Лате Макиято +15%
    • 7166 BS Латте + 15%
    • 8536 BS Лиловый-Лаванда + 15%
    • 5515 BS Мармара голубая + 15%
    • К015 PW Морское дерево винтаж +15%
    • 8984 BS Морской синий + 15%
    • 8996 PE Океанский зеленый + 15%
    • 1912 PR Ольха горская
    • 132 PE Оранжевый +15%
    • 5529 SD/SU Орегон +15%
    • 729 PR Орех
    • 9455 PR Орех Гварнери (орех722)
    • 9490 PR Орех Мария Луиза (орех итальянский)
    • K008 PW Орех Светлый (TRENDS) +15%
    • К009 PW Орех темный (TRENDS) +15%
    • 8953 SU Орех Тьеполо
    • 9459 PR Орех Экко
    • К020 PW Орех каминный Селект +15%
    • 859PE/SM Платина + 15%
    • 8534 BS Роза + 15%
    • 8508 SN Северное Дерево светлое + 15%
    • 8509 SN Северное Дерево темное + 15%
    • 112 PЕ Серый камень
    • 125 PE Синий Королевский (Атолл Модра) + 15%
    • 134 PE Солнечный свет + 15%
    • К010 SN Сосна белая + 15%
    • К011 SN Сосна Кремовая +15%
    • 8547 SN Файнлайн светлый + 15%
    • 8548 SN Файнлайн коричневый + 15%
    • 190 PE Черный + 15%
    • 7045 SU Шампань +15%
    • 1972 PR Яблоня
    • 8503 BS Ясень Таормина +15%
    • 3356 PR Ясень Шимо светлый
    • 3357 PR Ясень Шимо темный

    Главная страница

    ОБОЗНАЧЕНИЯ

    BS структура ОФИСНАЯ
    Универсальная структура. Благодаря ей можно подчеркнуть характерные особенности элегантных древесных декоров.
    Применяется: с декорами интенсивных, ярких цветов.
    Ламинированная поверхность. Структура офисная BS

    PR структура ПОРЫ ДЕРЕВА
    Упорядоченное расположение древесных пор, расположенными близко друг к другу.
    Применяется: с древесными декорами, классическими и необычными.
    Ламинированная поверхность. Структура поры дерева PR

    PE структура ШАГРЕНЬ
    Называется также ПЕРЛАМУТРОВАЯ или АПЕЛЬСИНОВАЯ КОРКА. Прочная, износостойкая поверхность с выразительной рельефностью.
    Применяется: с однотонными, перламутровыми декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура апельсиновая корка, перламутровая, шагрень PE

    SM структура ГЛАДКАЯ МАТОВАЯ
    Имеет строго эстетическое назначение.
    Применяется: с однотонными декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура гладкая матовая SM

    SG структура ГЛАДКАЯ ГЛЯНЦЕВАЯ

    Имеет высокую степень блеска.
    Применяется: с солидными древесными декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура гладкая глянцевая SG

    SE структура ЯСЕНЯ

    Благодаря сочетанию глянца с матовой поверхностью и неравномерным расположением пор, выглядит очень естественно.
    Применяется: с древесными декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура ясеня SE

    SN структура ГЛУБОКИЕ ПОРЫ
    Благодаря сочетанию глянца с матовой поверхностью и неравномерным расположением пор, выглядит очень естественно.
    Применяется: с древесными декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура глубокие поры SN

    SI структура ТЕКСТИЛЬ

    Придает поверхности вид материи, холста.
    Применяется: с однотонными, перламутровыми декорами.
    Ламинированная поверхность. Структура текстиль SI

    WL структура ДРЕВЕСНЫЕ ВОЛОКНА

    Благодаря сочетанию глянца с матовой поверхностью и неравномерным расположением пор, выглядит очень естественно.
    Применяется: с древесными декорами.

    Что такое цвет? Значение слова, названия цветов

    По итогу прочтения пользователь получит ответ на вопрос «что такое цвет?». В этой статье мы уделим внимание непосредственно всей терминологии, связанной с цветами. Зададим вопрос о физиологии восприятия, понятии спектров, наличии разновидностей, например поговорим о синем цвете и прочих. Также расскажем, почему мы их видим и каков сам механизм их восприятия.

    Введение

    Преломление света и дисперсия

    Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, важно помнить, что есть возможность определить его как физическим (научным), так и простым (обывательским) языком. Если рассматривать с точки зрения науки, то это качественный параметр субъекта, обуславливающийся электромагнитным излучением оптических диапазонов. Их определение основывается на возникающем физиологическом зрительном ощущении и зависит от множества индивидуальных характеристик и психологических причинностей у живых существ, в частности людей.

    Форма восприятия определяется каждым субъектом индивидуально. Другими словами, один и тот же цвет мы все видим с некоторым отличием. Также восприятие зависит от особенностей спектрального состава, цветового и яркостного контраста с источником света, которым они освещаются, а также не будем забывать о важности наличия несветящихся объектов.

    Не стоит забывать и об индивидуальном наследственном наборе параметров глаза человека и его психическом состоянии. Следует также помнить, что множество видимых спектров цветов, которыми обладают объекты и субъекты, в силу особенностей поглощения и отражения различной длины электромагнитных волн, образуют наличие «цветов у цвета». Другими словами, многие из них становятся производными от семи основных, следовательно, могут сильно отличаться.

    Говоря проще, цвет – это характеристика ощущений, которую мы получаем вследствие попадания на глаз потока лучей света. Не стоит забывать о том, что восприятие его у разных людей происходит далеко не идентично, а потому, при обращении внимания на эту характеристику, изменение имеет смысл определять лишь посредством изучения состава излучения.

    В настоящее время выделяют ахроматический ряд цветов и хроматический, а также спектральный и неспектральный.

    Проблема неоднозначности

    Цвета и оттенки цветов

    Если посмотреть на цвета цветов, например на розу, мы можем четко определить, что она красная. Однако понятие цвета обладает двумя смысловыми значениями, среди которых ощущение на психологическом уровне и объективное оценивание оттенка. Если говорить о субъективном восприятии, то оно определяется множеством личностных особенностей организма, а потому у разных людей красный цвет будет иметь и разный оттенок.

    Во втором случае обращают внимание исключительно на длину волны излучения, которую мы наблюдаем. А наличие различного спектрального состава дает разные отклики рецепторов каждого индивидуума.

    Цвета и их оттенки могут играть важную роль в обыденной жизни народов и оказывать значительное влияние на их отражение в языке и его развитии. Умение различать такую характеристику веществ не является постоянной чертой человека, она, скорее, динамична, так как изменяется с течением возраста. Понятие субъективного восприятия аспекта цветов определяют термином «квалиа».

    Физиология

    В человеческом мозгу при взгляде субъекта на цвета цветов картинка будет воссоздаваться посредством возбуждения и торможения нейронных клеток, отвечающих за восприятие информации картинки изучаемого объекта. Те самые клетки, которые располагаются на сетчатке глаза, называются колбочками, и у таких существ, как люди и приматы их существует 3 типа. Они различаются в зависимости от спектральной чувствительности. Среди них выделяют: p – красные, у – зеленые и β – синие. Все эти отличия носят условный характер. Параметры светочувствительности у колбочек довольно низкие, а потому, чтобы лучше воспринимать цвет, необходимо наличие хорошего освещения или яркости.

    Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, можно также сказать, что это личностная сумма ощущений, образованная из трех основных разновидностей оттенков и их сочетаний, которые воспринимают наши колбочки. Доказано, что среди пресмыкающихся, птиц и некоторых рыб есть виды, обладающие более широкой областью ощущения цветового спектра. Они могут улавливать ближнее ультрафиолетовое излучение, а также некоторые части инфракрасного спектра.

    Восприятие субъектом цветов может изменяться, следовательно, оно зависит от яркости и скорости, с которой оттенки изменяются. Важным является и фактор приспособления глаза к свету фонового типа. Существуют и другие причины, по которым каждый живой субъект, обладающий цветным зрением, может иметь отличительные черты в его восприятии.

    Понятие спектрального цвета

    В терминологии цвета есть понятие непрерывного спектра, который возможно наблюдать на поверхности дифракционной решетки. Хорошо демонстрирует наличие спектра радуга (явление природы).

    Первым человеком, разбившим спектр на 7 цветов, стал сэр Исаак Ньютон. Вероятнее всего, разбиение многим обязано случайности, а сам ученый был под влиянием европейской системы нумерологии, потому в качестве аналогии использовал наличие семи нот в октаве. В двадцатом веке Освальдом Виртом была предложена октавная система с некоторым дополнением, но она не смогла распространиться широко.

    Можно заметить, что отличия спектра, начинаясь с красного цвета и «протекая» сквозь оттенки контрастных цветов превращаются в фиолетовый, после чего вновь приближаются к исходной форме. Наличие подобной близости в видимости этих оттенков связано со схожестью фиолетовой частоты с красной, но превышающей его вдвое. Указанный тип частоты тем не менее лежит вне пределов видимого спектра, а потому мы не можем наблюдать переход между ними. Это происходит в цветовом круге, в который включают неспектральные цвета, а переход происходит посредством пурпурных оттенков.

    Значение слова «цвет» играет довольно важную роль для общего развития человечества. Различные длины волн мы можем изобразить, например, на экране, однако все полученные оттенки будут являться лишь общей суммой взаимодействия между тремя основными колерами, что использует монитор. Именно этот метод используют при их воспроизведении на экранах ЭЛТ, плазменных панелях и т. д. При этом наличие частоты, соответствующей конкретному спектру, необязательно.

    Практическая деятельность художников наглядно показывает нам, что при помощи множества колеров можно получать различные краски. Желание натурфилософов осмыслить «первооснову» всех явлений в мире, анализируя при этом природные явления и раскладывая все на составные фрагменты, обусловило выделение «основных цветов».

    На территории Англии в течение многих лет считалось, что основными цветами являются красный, синий и желтый. В 1860 году Максвеллом была введена аддитивная система RGB — красный, зеленый, синий. В наше время она является доминирующей в общем наборе цветовоспроизводящих систем для трубок электронно-лучевого типа, телевизоров и т. п.

    На фундаменте художественных практик устоялась система, которая не совпадает с определением Максвелла. Здесь главными являются желтые, красные и синие цвета. Выделение желтого цвета неудивительно, так как он является довольно специфическим. Смешение различных красок не дает возможности человеку простым способом получить желтый колер, так как образовавшиеся оттенки не совпадают с требованием к светлоте и насыщенности. Если говорить о структуре распределения RGB, то можно сказать, что на определенных координатах спектр имеет разные параметры. Говоря же о худож. практике, важно знать, что суть цветов и их различие имеют более сложную структуру устройства и определения.

    Желтый цвет

    Существуют также системы XYZ и CMYK. Первую разработала организация CIE, а последнюю создал Э. Мюллер.

    Главные и второстепенные цвета

    Проведя множество опытов, ученые доказали, что смешивание определенной пары оттенков дает нам ощущение видимости белого цвета. В компоненте данной характеристики выделяют понятие дополнительных типов, которые являются двумя цветами с противоположным значением. Они могут вследствие смешения дать нам ахроматический оттенок (серый оттенок). Триада RGB (Красный – Синий – Зеленый) использует в качестве дополнительных оттенки циан, пурпурный и желтый. На плоскости круга их расположение будет принимать оппозиционную форму, и оттенка, включенные в эти триады, будут чередоваться. Говоря о черном цвете, важно будет сказать, что определение его именно как «цвета» будет не совсем корректным. Скорее, это колер, который можно наблюдать при отсутствии излучения светового потока.

    Система RGB разделяет цвета на двенадцать главных тонов, среди которых есть три основных, три дополнительных и шесть промежуточных форм.

    Понятие ахроматического цвета

    Анализируя, к примеру, цвета цветов, человек также обращает внимание и на такие качественные черты, которые не входят в список основных. Например, есть растения необычного оттенка — близкого к черному или серому. Так что же тогда служит причиной их существования? По факту подобное явление — это отсутствие световых потоков, а следовательно, и самого цвета. Оно может приводить к обесцвечиванию. Парадокс можно разрешить, поняв, что слова об отсутствии колера не стоит воспринимать буквально. В конкретном случае речь идет об отсутствии цветовых тонов конкретных спектральных составных элементов. При максимальном истощении любого цвета будет наблюдаться неспособность различать его. То есть он станет ахроматическим. Самым ярким представителем данной группы качественных параметров является белый цвет, а самым темным – черный.

    Качественные характеристики

    Цветовой круг

    Все цвета обладают количественно-измеряемым рядом физических характеристик, например спектральным составом или яркостью.

    Здесь будет важно обратить внимание на терминологию, так как при переводе между русским и английским языками обозначение некоторых речевых единиц трактуется и используется неверно. Эта проблема может быть наблюдаема и в использовании терминологии о цвете. Не стоит забывать о том, что сравнение перевода разговорных и научных слов может иметь совсем другие понимания и значения. Например, говоря об оттенках, важно различать понятие яркости как светлоты цвета (Brightness), и яркости как насыщенности, определяемой контрастностью и представленной словом Contrast.

    Все колеры можно задавать посредством использования трех характеристик, а именно тоном, светлотой и насыщенностью.

    Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, для начала следует разобраться с такой его чертой, как тон. Он позволяет определять положение цвета в спектре. Все хроматические разновидности могут относиться к определенным спектральным положениям. Оттенки, обладающие одним и тем же положением в спектре, но отличающиеся между собой насыщенностью и/или яркостью, относятся к общему тону. Изменение характеристики тона, например от синего к зеленому, будет сопровождаться промежуточной стадией голубого тона. Движение в обратную сторону породит фиолетовый.

    Семь цветов радуги

    Суть цвета — его первооснова. Она также определяется степенью показателя светлоты. Даже оттенки, что насыщены одинаково и входят в один и тот же спектр, могут изменяться в зависимости от уменьшения влияния светлоты. Наблюдая за синим цветом и уменьшая количество данной характеристики, можно увидеть как он начинает постепенно приближаться к черному, а обратный процесс делает его белым. Тем не менее максимально возможное снижение светлоты делает из любого цвета черный. Важно также не забывать о том, что при определении значение данной черты многое зависит и от субъективных причин, обуславливающихся психологическими факторами восприятия.

    Существует множество слов – названий цветов. Например, красный, зеленый, желтый, оранжевый и т. д., но все эти колеры могут отличаться и между собой в зависимости от насыщенности, яркости, которая представлена нам в виде отличительной степени хроматических цветов.

    Вспоминая понятие светлоты, важно учитывать то, что оно относится не к конкретным колерам, а к определенным оттенкам спектра, тону, независимому от показателя светлоты и насыщенности. Цвета с различными тонами в одинаковых условиях светлоты и с одинаковым показателем насыщенности могут восприниматься нами по-разному. Желтые тона являются самыми светлыми, а синие – самыми темными. Средством для определения уровня тональной светлоты цвета может стать наше воображение. Достаточно представить его в пространстве полумрака и проанализировать вид.

    Физико-химическое понимание цвета

    Понятие термина, что мы разбираем в этой статье, может иметь не только физический, но и биологический характер. А также существует множество слов с корнем «цвет», например цветник, цветок, цветение, цветоножка и т. п. При определении данной речевой единицы важно четко понимать, о чем идет конкретно речь.

    Цвета объектов являются комплексным результатом взаимодействия нескольких факторов, например таких как качественная характеристика поверхности, температурный показатель, относительная величина скорости движения объекта или субъекта и т. д. В общей сложности посредством данных факторов определяется длина волны электромагнитной природы.

    Определение того, какой цвет перед нами, обуславливается наличием хромофор – особой группы ненасыщенных атомов, что отвечают за цвет химического соединения. Также не следует забывать и о поглощающем электромагнитном излучении, которое присутствует вне зависимости от окраски.

    Группа карбонильных соединений С = О относится к хромофорам, которые поглощаются волнами в пределах 280 нанометров, однако содержащие данную группу кетоны не обладают цветом. Предложил хромофорную теорию в 1878 году ученый из Германии Отто Витт. В хромофорные вещества входят соединения с азотистой группой (N = N), нитрогруппой (NO2), нитрозогруппой (N = O) и карбонильной группой (C = O ).

    От фиолетового к красному

    Человек часто обращает внимание на такие вещи, как, например, наличие цвета у цветов. Однако в зависимости от характеристик световой волны колер растения или любого другого объекта может изменяться. Также не будем забывать о том, что длина поглощаемого света влияет на восприятие оттенка.

    Физическая оптика определяет свет как излучение электромагнитной природы, которое воспринимается глазом человека. Коротковолновые границы определяются посредством обозначения диапазона спектра, который занимает свет, и соответствует длине волны в вакууме: 380 – 400 нм или 750 – 790 ТГц. Длинноволновую границу укладывают в промежуток от 760 до 780 нанометров (385-395 ТГц).

    Взаимосвязь калориметрии и воспроизведения цвета

    Существует некоторый набор шкал для определения оттенка. Их применяют в разнообразных отраслях человеческой деятельности. Например, калориметрические и спектрофотометрические приборы позволяют нам получить фото цветов, посредством анализа которых человек может делать выводы об определенных характеристиках изучаемого объекта. Среди практических методов, в промышленности и полиграфии, как правило, используют атласы для цветов.

    Цвета в настоящее время повседневно и повсеместно применяются людьми для управления человеческим ресурсом внимания. Существуют некоторые сочетания колеров, которые дают благоприятный или неприемлемый результат в случае предоставления их на обозрение животным или человеку. Какие-то могут оказывать положительный эффект, а какие-то — отрицательный на психологическое и эмоциональное состояние.

    Искусство, изучающие сочетание цветов, называется колористика. Также будет нелишним упомянуть о составе слова «цвет», которое характеризуется нулевым окончанием, корнем «цвет» и такой же основой.

    Подведя итоги

    Восприятие цвета человеком

    Основываясь на информации, что содержится в статье, мы можем заключить, что понятие цвета является довольно широким термином, включающим множество различных особенностей и отличительных характеристик, по которым можно его различать и анализировать. Этот качественный параметр всех объектов, что излучают и поглощают световые волны, окружает нас повсюду, например цвета цветов, красок, животных, производственных материалов, химических реагентов и многого другого. Они также оказывают немалое влияние на повседневную жизнь человека, так как обладают психологической спецификой воздействия.

    Как называется цвет

    Когда мы рассматриваем цвет, мы неизменно возвращаемся к объяснению, впервые данному сэром Исааком Ньютоном в 1666 г. Цвет это часть электромагнитного спектра и он всегда был таким. Для того, чтобы увидеть цвет, нужен иметь свет.

    Когда свет светит на объекте, некоторые цвета отражаются от объекта, а другие поглощаются им. Наши глаза видят только те цвета, которые отражены.

    Что такое цвет

    Чтобы понять, какой цвет, рассмотрим, как Ньютон изучал концепцию. Он брал узкий луч солнечного света, и направлял его на стеклянную призму, помещённую в тёмной комнате.

    Далее свет попадал на белый экран, где свет был разбит на цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. До этого уже было известно, что пройденный свет покажет цвета радуги, но эксперимент Ньютона показал, что является цветом и как каждый цвет изогнут под определенными углами.

    Свет проходящий через стеклянную призму

    Весь спектр цветов, проходящий через вторую призму, изменил все видимые цвета обратно на белый свет.

    Объединение цвета в белый при прохождении цвета через призму

    Теперь, зная что такое цвет, мы можем определить, что является источником цвета. Любой объект, принимая свет, часть света поглощает, а остальные части отражает. И от того, какой цвет поглощается а какой отражается, мы получаем видимый цвет объекта.

    Таким образом, мы не можем рассматривать «что такое цвет» без учета трех других факторов:

    1. Свет – это главный источник цвета.
    2. Объект — его материал и его реакция на цвет.
    3. Глаз – приёмник цвета.

    Интересные факты про цвет

    Цветовое колесо является лучшим представлением всех цветов

    Цветовое колесо

    Художники и дизайнеры регулярно используют цветовые колёса в качестве инструмента для точного смешивания, определения и уверенного подбора цветов. Цветные колёса располагаются в форме круга в порядке представления цветов в цветовом спектре.

    Художники, в отличие от принтеров, обычно устанавливают свои цветные колёса от основных цветов: Красного, синего и желтого. Исаак Ньютон изобрел первое цветовое колесо в 1666 году, и с тех пор художники изучали и проектировали другие колёса на основе концепции Ньютона. Большинство колёс имеют в общей сложности 12 основных делений, но некоторые имеют 24.

    Существует три различных типа цветов

    Существует три различных типа цветов.

    Существует три различных типа цветов: Первичный, вторичный и третичный. Основные цвета — красный, желтый и синий.

    Вторичные цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый. А третичные цвета — жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Это 12 цветов, которые обычно отображаются на цветном колесе.

    Основные цвета — самые базовые цвета

    Основные цвета - самые базовые цвета.

    Основные цвета называются базовыми, так как они не могут быть созданы путем смешивания других оттенков. Поскольку люди являются трихроматическими, и поэтому, основные цвета — желтый, красный и синий – являются фундаментальными для человеческого зрения. Основные цвета являются строительными блоками всех остальных цветов.

    Вторичные цвета создаются путем сочетания двух основных цветов

    Вторичные цвета создаются путем сочетания двух основных цветов.

    Вторичные цвета создаются равным смешением двух основных цветов. Например, желтый и красный создают оранжевый, красный и синий — фиолетовый, а синий и желтый — зеленый. На цветном колесе вторичные цвета расположены между двумя основными цветами.

    Третичные цвета также называются промежуточными

    Третичные цвета также называются промежуточными.

    При совместном смешивании вторичных и первичных цветов получается так называемый третичный или промежуточный цвет. На цветовом кольце третичные цвета находятся между первичным и вторичным.

    Примеры третичных цветов — желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

    Цвета расположенные рядом друг с другом на цветовом кольце, называются аналогичными цветами

    Цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом кольце, называются аналогичными цветами.

    Аналогичные цвета находятся настолько близко друг к другу, что часто используются совместно. При использовании аналогичных цветов художники убедились, что они имеют достаточный контраст, часто выбирая один доминирующий цвет, второй поддерживающий цвет и третий цвет, который выступает в качестве акцента.

    Монохроматические цвета — это просто разнообразие одного цвета

    Монохроматические цвета - это просто разнообразие одного цвета.

    Монохроматическая цветовая схема использует вариации одного оттенка для создания чистого, элегантного и одноцветного произведения искусства. Использование этого типа цветовой схемы создаст единое общее настроение и может быть визуально привлекательным.

    Нейтральные цвета также известны как пастельные цвета

    Нейтральные цвета также известны как земляные цвета.

    Нейтральные цвета не отображаются на цветном кольце. Их можно создать, смешивая два дополнительных цвета или сочетая чистый цвет с белым, черным или серым. Чистые нейтральные цвета включают черный, белый и все оттенки серого, а почти нейтральные — коричневые, темные цвета.

    Взаимодополняющие цвета становятся более живыми при объединении

    Взаимодополняющие цвета становятся более живыми при объединении.

    Дополнительные цвета — это два оттенка, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Например, дополнительный цвет красного — зеленый, а дополнительный цвет синего — оранжевый.

    Картина или изображение, в основе которой лежат дополнительные цвета создают контрастное изображение. Эта цветовая палитра привлечет к себе самое пристальное внимание и очень приятна для глаз.

    Можно определить дополнительные цвета без цветного колеса

    Можно определить дополнительные цвета без цветного колеса.

    Один из самых простых способов определить дополнительный цвет цвета — это смотреть на этот цвет в течение 30 секунд, а затем сразу же рассмотреть белый лист бумаги. Цвет, который вы увидите на белой бумаге, будет дополнительным цветом этого цвета. Попробуйте начать с флага выше в течение 30 секунд. Если вы сразу же посмотрите на белую поверхность, то увидите красный, белый и синий.

    Доминантный цвет может изменить весь внешний вид изображения

    Доминантный цвет может изменить весь внешний вид изображения.

    При изменении доминирующего цвета в картине вы измените весь его внешний вид. Пропорция цвета влияет на то, как кто-то смотрит картину. Например, все три квадрата, указанные выше, состоят из одних и тех же цветов, но каждый из них имеет свой доминирующий цвет, делая их уникальными.

    Цветовое колесо художника отличается от цветового колеса принтера

    Цветовое колесо художника отличается от цветового колеса принтера.

    Цветовое колесо принтера работает по той же концепции, что и стандартное цветовое колесо, за исключением основных цветов. Вместо красного, желтого и синего цвета колесико принтера использует пурпурный, голубой и желтый цвета, которые используются для печати изображений. Это приводит к различным вторичным и третичным цветам.

    Насыщенность и значение представляют собой два различных измерения цветовых свойств

    Насыщенность и значение представляют собой два различных измерения цветовых свойств.

    Насыщенность — это мера интенсивности цвета. Значение — это мера яркости цвета. Насыщенные цвета выглядят более яркими и насыщенными, а цвета низкой насыщенности выглядят тусклыми и серыми.

    Насыщенность — это не вопрос, насколько светлым или темным является цвет; насыщенность определяет, насколько бледным или сильным является цвет. Чем ярче цвет, тем выше его значение.

    Аддитивные и субтрактивные цветные системы представляют собой два способа смешивания цветов

    Аддитивные и субтрактивные цветные системы представляют собой два способа смешивания цветов.

    Художник обычно использует субтрактивную цветовую систему при покраске, а фотограф обычно использует аддитивную систему при создании цифровых медиа на компьютере. Обе системы цвета являются способами смешения цветов.

    При использовании системы аддитивных цветов цвет изменяется путем добавления различных оттенков. При использовании субтрактивной системы цвета изменяется, исходя из того, какой оттенок вы вычтите или отнимаете.

    Например, если вы хотите, чтобы цвет покраснел, с помощью системы аддитивных цветов вы просто добавляете в цвет больше красного. При использовании субтрактивной цветовой системы остальные оттенки вычитаются (или поглощаются), пока не останется красный цвет.

    Если все три основных цвета системы аддитивных цветов (красный, зеленый и синий) смешиваются одинаково, цвет будет белым. Если все три основных цвета для субтрактивного (желтый, пурпурный и голубой) смешиваются одинаково, цвет будет черным.

    Цвет — это форма невербального общения

    Цвет - это форма невербального общения.

    По психологии цвета, различные оттенки могут заставить людей почувствовать определенные чувства. Например, красный цвет часто интерпретируется, как любовь, энергию и страсть. Различные оттенки и оттенки красного также могут передать определенные эмоции.

    Например, светло-красный цвет имеет иное значение, чем темно-красный. Многие художники и фотографы используют это для придания определенного чувства в своем произведении.

    Прохладные цвета успокаивают

    Прохладные цвета успокаивают

    Прохладные цвета ассоциируются с успокаивающими чувствами. Это голубые, зеленные и фиолетовые цвета, которые напоминают людям небо. На фотография и картинах прохладные цвета визуально отдаляют объекты.

    Теплые цвета заряжают энергией

    Теплые цвета заряжают энергией

    К теплым цветам относятся: красный, оранжевый, желтый и комбинация всех трех. Эти цвета делают вещи на картинах, смотрящимися ближе.

    Цвета могут быть оптическими иллюзиями

    Цвета могут быть оптическими иллюзиями.

    Цвета могут играть с вашим разумом. Например, цвет выглядит по-разному в зависимости от цвета, к которому он относится. На изображении выше пурпурные квадраты могут казаться двумя разными цветами, но они фактически одни и те же.

    Когда квадрат находится на красном фоне (теплый цвет), он выглядит темнее, чем на зеленом фоне (прохладный цвет). Восприятие цвета может измениться, если два цвета одного и того же оттенка находятся рядом друг с другом, но различаются по размеру, форме или расстоянию.

    Существует различие между активными и пассивными цветами

    Существует различие между активными и пассивными цветами.

    Активные цвета, а также более яркие цвета, имеют тенденцию возбуждать и ум, и тело, и могут быть источниками энергии и творчества. Пассивные цвета, а также более нейтральные и приглушенные цвета, имеют тенденцию к усилению ментального фокуса и успокаивающему эффекту.

    На цветовом колесе активными цветами являются теплые цвета и стимулируют зрителя больше, чем пассивные цвета. Пассивные цвета, которые являются прохладными цветами, более визуально отступают, что означает, что они появляются дальше рядом с более активными цветами.

    Как называется цвет

    Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

    Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который видит он сам. [источник не указан 2195 дней]

    Содержание

    Введение [ править ]

    Субъективно воспринимаемый зрением цвет излучения зависит от его спектра, от психофизиологического состояния человека (влияют: фоновый свет/цвет, его цветовая температура; зрительная адаптация), и от специфических свойств индивидуального глаза (дальтонизм). См. также Психология восприятия цвета.

    Различают ахроматические цвета (белый, серый, чёрный) и хроматические, а также спектральные и неспектральные (пурпурные оттенки).

    Неоднозначность понятия «цвет» и восприятие цветов [ править ]

    Понятие «цвет» имеет 2 смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.

    Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).

    Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует т. н. цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека. Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

    Существует цветотерапия — лечение цветом.

    Физиология восприятия цвета [ править ]

    Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек. У человека и приматов существует три вида колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно. [1] Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

    Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

    Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

    Спектральные цвета [ править ]

    Непрерывный спектр [ править ]

    Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.

    Цвета спектра и основные цвета [ править ]

    Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

    Цвет Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ
    Красный 625—740 405—480 1,68—1,98
    Оранжевый 590—625 480—510 1,98—2,10
    Жёлтый 565—590 510—530 2,10—2,19
    Зелёный 500—565 530—600 2,19—2,48
    Голубой 485—500 600—620 2,48—2,56
    Синий 440—485 620—680 2,56—2,82
    Фиолетовый 380—440 680—790 2,82—3,26

    Заметно, что цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зелёный, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Такая близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза. Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра, поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета, и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.

    Стоит отметить, что цвета, которые мы видим в таблице — смесь частот, излучаемых ячейками мониторов. Все цвета, которые мы можем получить на экране, будут являться суммой всего трёх цветов излучателей, используемых в мониторах. Именно таким образом воспоизводятся все цвета на экранах ЭЛТ, ЖК-дисплеев, плазменных панелей и т. д., а частота, соответствующая в спектре конкретному видимому цвету, может при этом отсутствовать.

    Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов».

    В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввёл аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.

    В художественной практике существует устоявшаяся система цветов, не совпадающая с аддитивной системой Максвелла, использующейся в ЭЛТ. В этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и синий. Использование жёлтого не удивительно, поскольку при смешении красок, в отличие от смешения лучей, светлота и насыщенность полученного цвета получается меньше чем у исходных красок, поэтому получить жёлтый, самый светлый цвет смешением других красок — невозможно. Если в системе RGB в определённых координатах спектр разделён основными цветами на три равные части, то в художественной практике частоты соответствующие основным и дополнительным цветам относятся определённым более сложным образом. Понятия чистых красного и жёлтого цветов здесь примерно совпадают с RGB, но чистый синий здесь более заметно отличается от системы Максвелла, относительно чистого синего которой это оттенок более близкий к голубому. Понятие чистого зелёного цвета также не совпадает с тем, который мы обычно видим при горении только зелёных диодов ЭЛТ. В художественной практике под зелёным понимается самый пассивный цвет, являющийся дополнительным, контрастным самому активному — красному.

    В 1931 CIE разработала цветовую систему XYZ, называемую также «нормальная цветовая система».

    В 1951 г. Энди Мюллер предложил субтрактивную систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась».

    Основные и дополнительные цвета [ править ]

    Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Дополнительными цветами (взаимодополнительными) называют пары противоположных цветов, дающих при смешении ахроматичекие оттенки, т.е оттенки серого цвета. В RGB триаде основных цветов Красный—Зелёный—Синий дополнительными являются соответственно Циан—Пурпурный—Жёлтый. На цветовом круге, строимом по RGB, эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных используют разные наборы цветов.

    Мнемоника для цветов спектра и радуги в русском языке [ править ]

    • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (вариант: где сидит филин)
    • Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать (цвета в обратном порядке)
    • Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь (варианты: головой сломал фонарь, городской сломал фонарь)
    • Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки

    Чтобы вспомнить, где в полосе радуги расположен красный, следует читать цвета сверху вниз. То есть снаружи дуги радуги находится «начальный» красный цвет, а далее вниз и внутрь дуги — «конечный» фиолетовый цвет).

    Цвета цветового круга [ править ]

    В системе RGB (красный—зелёный—синий) цвета разделяются на 12 основных тонов: 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным, и ещё 6 промежуточных тонов.

    Цвет Порядок Тон (оттенок), 0-239 Тон, 0-360 (HSV) Шестнадцатиричный код
    1 Красный I 0 0/360 FF0000
    2 Оранжевый III 20 30 FF8000
    3 Жёлтый II 40 60 FFFF00
    4 Зелёный III 60 90 80FF00
    5 Зелёный I 80 120 00FF00
    6 Зелёный III 100 150 00FF80
    7 Голубой II 120 180 00FFFF
    8 Синий (лазурный, голубой) III 140 210 0080FF
    9 Синий I 160 240 0000FF
    10 Фиолетовый III 180 270 8000FF
    11 Пурпурный II 200 300 FF00FF
    12 Пунцовый (малиновый) III 220 330 FF0080

    В следующей таблице показаны 12 цветов цветового круга, в котором в качестве основных используются красный, жёлтый и синий цвета (RYB). Цвета здесь подразделяются на основные (или цвета первого порядка), составные (цвета второго порядка) и сложные (третий порядок) [2] .

    Цвет Порядок цвета
    1 Красный I
    2 Красно-оранжевый III
    3 Оранжевый II
    4 Жёлто-оранжевый III
    5 Жёлтый I
    6 Жёлто-зелёный III
    7 Зелёный II
    8 Сине-зелёный III
    9 Синий I
    10 Сине-фиолетовый III
    11 Фиолетовый II
    12 Красно-фиолетовый (пурпурный) III

    Ахроматические цвета [ править ]

    Оттенки серого (в диапазоне белый — чёрный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный.

    При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

    Характеристики цвета [ править ]

    Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость):

    Яркость [ править ]

    Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

    Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным.

    Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

    Светлота [ править ]

    Другое понятие светлоты относится не к конкретному цвету, а к оттенку спектра, тону. Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.

    Насыщенность [ править ]

    Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

    Цветовой тон [ править ]

    Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

    Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).

    Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

    Другие цвета, в том числе неспектральные [ править ]

    Цвет Изображение цвета
    Чёрный цвет
    Серый цвет
    Серебристый цвет
    Белый цвет
    Золотистый цвет
    Каштановый цвет
    Коричневый цвет
    Бурый цвет
    Шамуа
    Оливковый цвет
    Болотный цвет
    Травяной цвет
    Циан
    Аквамарин
    Бирюзовый цвет
    Розовый цвет
    Малиновый цвет
    Пурпурный цвет
    Пунцовый цвет
    Алый
    Бордо
    Вишнёвый цвет
    Шоколадный цвет
    Цвет слоновой кости
    Хаки
    Бежевый (беж)

    Физико-химия цвета [ править ]

    • Хромофор
    • Свет
    • Электромагнитный спектр
    • Спектральная плотность излучения
    • Цветовая яркость
    • Цветовая температура
    • Теория цвета
    • Батохромный сдвиг

    Колориметрия и воспроизведение цвета [ править ]

    Связь цвета и спектральных цветов [ править ]

    Существует несколько цветовых шкал, удобных для применения в различных отраслях. Для измерения цвета используют колориметры и спектрофотометры. На практике в промышленном производстве, полиграфии используются атласы цветов.

    Применение цветов [ править ]

    Цвет широко применяется как средство для управления вниманием человека. Некоторые сочетания цветов считаются более благоприятными (например, синий + жёлтый), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на восприятие и эмоции человека.

    • Искусство сочетания цветов называется колористика.

    Смешение и смешивание цветов [ править ]

    • Смешение цветов
    • Колеровка

    Психология восприятия цвета [ править ]

    • Имя цвета
    • Синестезия
    • Цветовая рифма
    • Цветовые иллюзии (англ.):

    Параллелограммы А и В — одинакового цвета

    Другой параллелограмм того же самого цвета соединяет те же два параллелограмма

    Источники:

    https://fb.ru/article/437355/tsvetovaya-palitra-s-nazvaniyami-tsvetov-na-russkom-naznachenie-palitryi-pravilnyie-nazvaniya-tsvetov-i-ottenkov
    https://www.mebel-dostupno.ru/vse-tsveta-ldsp
    https://www.syl.ru/article/370506/chto-takoe-tsvet-znachenie-slova-nazvaniya-tsvetov
    https://photo7.ru/chto-takoe-cvet-interesnye-fakty-iz-teorii-cveta/
    http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector